Муниципальное бюджетное учреждение Пильнинская средняя школа №2 им.А.С. Пушкина Приложение №2 к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ ПСШ №2 им. А.С. Пушкина (приказ от 30.08.2024 №73 о.д) План внеурочной деятельности основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год р.п. Пильна 2024г. План внеурочной деятельности основного общего образования на 2024 – 2025 учебный год 1. Пояснительная записка План внеурочной деятельности является частью организационного раздела основной образовательной программы среднего общего образования и представляет собой описание целостной системы функционирования образовательной организации в сфере внеурочной деятельности. План внеурочной деятельности основного общего образования разработан в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", ФГОС ООО, утверждённого Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 12.08.2022 № 732 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413" (далее – ФГОС СОО) ФОП основного общего образования, утверждённой Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 18.05.2023 № 370 "Об утверждении федеральной образовательной программы основного общего образования" (Зарегистрирован 12.07.2023 № 74223) санитарными правилами и нормами СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 января 2021 г., регистрационный № 62296), действующими до 1 марта 2027 г. (далее - Гигиенические нормативы),; санитарными правилами СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573), действующими до 1 января 2027 г. (далее - Санитарно-эпидемиологические требования). Уставом МБОУ Пильнинская СШ №2 им. А.С. Пушкина 2. Цель и задачи внеурочной деятельности: Под внеурочной деятельностью следует понимать образовательную деятельность, направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы. Внеурочная деятельность направлена на решение следующих задач: поддержка учебной деятельности обучающихся в достижении планируемых результатов освоения программ начального общего, основного общего и среднего общего образования; совершенствование навыков общения со сверстниками и коммуникативных умений в разновозрастной среде; формирование и развитие навыков организации своей жизнедеятельности с учетом правил безопасного образа жизни; повышение общей культуры обучающихся, углубление их интереса к познавательной и проектно-исследовательской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей участников; развитие навыков совместной деятельности со сверстниками, становление качеств, обеспечивающих успешность участия в коллективном труде: умение договариваться, подчиняться, руководить, проявлять инициативу, ответственность; становление и развитие умений командной работы; поддержка детских объединений, формирование умений ученического самоуправления; формирование культуры поведения в информационной среде. Внеурочная деятельность строится на принципах: Принцип гуманизации и гуманитаризации способствует правильной ориентации обучающихся в системе ценностей и содействует включению обучающихся в диалог разных культур. Принцип внешней и внутренней дифференциации - выявление и развитие у школьников склонностей и способностей к работе в различных направлениях творческой деятельности, предоставление возможности обучающимся выбора ряда дисциплин или возможности работать на разных уровнях глубины освоения каждого конкретного предмета. Принцип свободы выбора — предоставление учащимся возможности самостоятельного выбора форм и видов внеурочной деятельности, формирование чувства ответственности за его результаты. Возможность свободного самоопределения и самореализации; Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка. Принцип единства - единство обучения, воспитания, развития. Принцип экологизации- развитие у ребенка чувства ответственности за окружающий мир. План внеурочной деятельности основного общего образования включает в себя: внеурочную деятельность по учебным предметам образовательной программы (учебные курсы, учебные модули по выбору обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, в том числе предусматривающие углубленное изучение учебных предметов, с целью удовлетворения различных интересов обучающихся, потребностей в физическом развитии и совершенствовании, а также учитывающие этнокультурные интересы, особые образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; внеурочную деятельность по формированию функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности); внеурочную деятельность по развитию личности, ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных, через организацию социальных практик (в том числе волонтерство), включая общественно полезную деятельность, профессиональные пробы, развитие глобальных компетенций, формирование предпринимательских навыков, практическую подготовку, использование возможностей организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций и социальных партнеров в профессионально-производственном окружении; внеурочную деятельность, направленную на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной организации, класса, занятия, в том числе в творческих объединениях по интересам, культурные и социальные практики с учетом историко-культурной и этнической специфики региона, потребностей обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; внеурочную деятельность по организации деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в том числе ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов; детских, подростковых и юношеских общественных объединений, организаций и других; внеурочную деятельность, направленную на организационное обеспечение учебной деятельности (организационные собрания, взаимодействие с родителями по обеспечению успешной реализации образовательной программы и другие); внеурочную деятельность, направленную на организацию педагогической поддержки обучающихся (проектирование индивидуальных образовательных маршрутов, работа тьюторов, педагогов-психологов); внеурочную деятельность, направленную на обеспечение благополучия обучающихся в пространстве общеобразовательной школы (безопасности жизни и здоровья школьников, безопасных межличностных отношений в учебных группах, профилактики неуспеваемости, профилактики различных рисков, возникающих в процессе взаимодействия школьника с окружающей средой, социальной защиты учащихся). 3. Состав и структура направлений. Внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное направление создает условия для полноценного физического и психического здоровья ребенка, помогает ему освоить гигиеническую культуру, приобщить к здоровому образу жизни, формировать привычку к закаливанию и физической культуре; духовно-нравственное направление направлено на освоение детьми духовных ценностей мировой и отечественной культуры, подготовка их к самостоятельному выбору нравственного образа жизни, формирование гуманистического мировоззрения, стремления к самосовершенствованию и воплощению духовных ценностей в жизненной практике; социальное направление помогает освоить разнообразные способы деятельности: - трудовые, игровые, художественные, двигательные умения, развить активность и пробудить стремление к самостоятельности и творчеству. общеинтеллектуальное направление предназначено помочь обучающимся освоить разнообразные доступные им способы познания окружающего мира, развить познавательную активность, любознательность; общекультурное направление ориентирует на доброжелательное, бережное, заботливое отношение к миру, формирование активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков. При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя), так и программы нелинейных (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Программы нелинейных (тематических) курсов разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка программ нелинейных (тематических) курсов может распределяться в рамках недели, четверти, полугодия, года, переноситься на каникулярное время. Часы, отводимые для внеурочной деятельности, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию программы воспитания через различные формы и методы. Занятия проводятся в форме экскурсий, секций, соревнований, конференций, КВНов, поисковых и научных исследований и т. д. Любая из этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Занятия по различным модулям могут проводиться разными педагогами: учителями-предметниками в виде факультативных занятий, классными руководителями как классные часы, педагогами дополнительного образования в форме кружковых мероприятий и т. п. Педагогу, работающему вместе с обучающимися по программе внеурочной деятельности, предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно переходить от простых результатов к более сложным. 4. Организация внеурочной деятельности Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 20 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учетом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учетом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Расписание занятий внеурочной деятельности составляется с учетом наиболее благоприятного режима труда и отдыха обучающихся. Расписание занятий включает в себя следующие нормативы: недельную (максимальную) нагрузку на обучающихся; недельное количество часов на реализацию программ по каждому направлению развитияличности; количество групп по направлениям. Продолжительность учебного года составляет: 5-8 классы - 34 недели; 9 класс - учебный год завершается соответствии с расписанием государственной итоговой аттестации. Продолжительность учебной недели: 5-9 классы – 5 дней. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет за 5 лет обучения на уровне основного общего образования 1700, в год - 340 часов в каждом классе. Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Продолжительность занятий внеурочной деятельности в 5-9-х классах составляет 45 минут. Между началом внеурочной деятельности и последним уроком организуется перерыв не менее 20 минут для отдыха детей. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более ½ количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время реализуется в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации, в походах, поездках и другие). Занятия проводятся по классам, группам в соответствии с утвержденной программой. Наполняемость групп осуществляется в зависимости от направлений и форм внеурочной деятельности и составляет не менее 8 человек. Реализация курсов внеурочной деятельности проводится без балльного оценивания результатов освоения курса. Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Формы представления результатов внеурочной деятельности определяется рабочей программой курса. Программы внеурочной деятельности реализуются: за счёт часов, выделенных на внеурочную деятельность; классными руководителями, в рамках должностных обязанностей; иными педагогическими работниками (педагоги-организаторы, социальный педагог); педагогами-предметниками, в рамках должностных обязанностей. Обучающиеся образовательного учреждения наряду с занятиями внеурочной деятельности имеют возможность заниматься в отделении дополнительного образования детей: кружках, секциях, сообществах (клубах) и т.д. Обеспечение учебного плана План внеурочной деятельности обеспечивает выполнение гигиенических требований к режиму образовательного процесса, установленных СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и предусматривает организацию внеурочной деятельности в 5-9 классах, реализующих федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Материально-техническое обеспечение внеурочной деятельности. Для организации внеурочной деятельности в школе используется столовая, в которой организовано двухразовое питание, спортивный зал, , медицинский кабинет, кабинет ИЗО, кабинет музыки, актовый зал, библиотека, учебные кабинеты центра образовании цифрового и гуманитарного профиля «Точка роста». Кадровые условия для реализации внеурочной деятельности: Занятия по внеурочной деятельности проводят опытные квалифицированные педагоги школы: учителя - предметники, классные руководители, педагоги дополнительного образования. Уровень квалификации педагогов соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации по должностям «учитель», «педагог дополнительного образования». Все педагоги, реализующие программы внеурочной деятельности прошли курсы повышения квалификации по теоретическим и практическим вопросам реализации стандарта. При организации внеурочной деятельности используются системные курсы внеурочной деятельности (на их изучение установлено определенное количество часов в неделю в соответствии рабочей программой учителя) и несистемные занятия (тематических) курсов внеурочной деятельности (на их изучение установлено общее количество часов в год в соответствии с рабочей программой учителя). Системные курсы реализуются в соответствии с расписанием по внеурочной деятельности по программам, утвержденным на педагогическом совете. Несистемные занятия реализуются в рамках плана воспитательной работы школы, классного руководителя. Несистемные занятия проводятся в свободной форме, с учетом основных направлений плана внеурочной деятельности и с учетом скользящего графика проведения мероприятий, конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. Возможно проведение занятий с группой учащихся, с учетом их интересов и индивидуальных особенностей. Несистемные (тематические) курсы разрабатываются из расчета общего количества часов в год, определенного на их изучение планом внеурочной деятельности. Образовательная нагрузка несистемных (тематических) курсов распределяется в рамках четвертей. 5. Структура Плана внеурочной деятельности ООО. План внеурочной деятельности СОО содержит инвариантный и вариативный компоненты. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности (вне зависимости от профиля) предполагает педагогическое сопровождение следующей деятельности: организации жизни ученических сообществ, объединений, в форме клубных встреч (организованного тематического и свободного общения обучающихся), участия обучающихся в делах классного ученического коллектива и в общих коллективных делах школы; общественно-полезная деятельность (труд); еженедельные информационно-просветительские занятия патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном»; единый урок «Россия- мои горизонты» в рамках профориентационной деятельности «Единой модели профессиональной ориентации» для 6-9 классов» Программа курса внеурочной деятельности разработана с учётом рекомендаций Примерной программы воспитания. Это позволяет на практике соединить обучающую и воспитательную деятельность педагога, ориентировать её не только на интеллектуальное, но и на нравственное, социальное развитие учащегося. Формирование функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой) обучающихся (интегрированные курсы, метапредметные кружки, факультативы, научные сообщества, в том числе направленные на реализацию проектной и исследовательской деятельности): курсы внеурочной деятельности по функциональной грамотности в 5-9 классах; курсы внеурочной деятельности «Проектно-исследовательская деятельность» в 5-9-х классах. Вариативная часть Вариативный компонент реализует индивидуальные, групповые и коллективные занятия с учетом мнения участников образовательного процесса. Реализация плана внеурочной деятельности предусматривает в течение года неравномерное распределение нагрузки. Так, при подготовке коллективных дел (в рамках инициативы ученических сообществ) и воспитательных мероприятий за 1–2 недели используется значительно больший объем времени, чем в иные периоды (между образовательными событиями). Внеурочная деятельность по развитию личности, ее способностей: - реализация программы активной социализации для обучающихся 5-х классов «Я-ТЫОН- ОНА-ВМЕСТЕ ЦЕЛАЯ СТРАНА», которая является логическим продолжением программы социальной активности для младших школьников «Орлята России». Организация жизни ученических сообществ осуществляется через клубные объединения по интересам и является важной составляющей внеурочной деятельности, направленной на формирование у учащихся российской гражданской идентичности и таких компетенций, как компетенция конструктивного, успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; социальная самоидентификация обучающихся посредством личностно значимой и общественно приемлемой деятельности, приобретение знаний о социальных ролях человека; компетенция в сфере общественной самоорганизации, участия в общественно значимой совместной деятельности. В образовательной организации развитие личности организуется в таких формах как ученическое самоуправление «Совет школы», д/о «РОСТ», «Движение первых», «Юнармия», экскурсии, соревнования, поисковые и научные исследования, олимпиады, конференции. Каждое сообщество (клуб) реализует свою деятельность в соответствии с программой, в ходе реализации которой предусмотрены непосредственно общие сборы, обучающие занятия, подготовка и участие в федеральных, региональных, муниципальных общественно значимых мероприятиях по профилю сообщества (клуба). По итогам проведения работы по пяти направлениям несистемных курсов внеурочной деятельности реализуются следующие мероприятия: Спортивно-оздоровительное направление: участие в ШСК, в спортивных соревнованиях школы (по видам спорта, спортивные праздники, личное первенство и т.п.), Днях здоровья, туристских походах, подготовка и сдача нормативов ВФСК ГТО, участие в муниципальных спортивных соревнованиях Духовно-нравственное направление: тематические мероприятия (День знаний, День учителя, Международный день русского языка, День памяти жертв Холокоста, День матери, День семьи, День памяти о россиянах, выполнявших свой долг за пределами Отечества, День защитника Отечества, День Героев Отечества, День Победы, День русского языка, День России), экскурсии в музеи, посещение театров, выставок, ученические конференции. Социальное направление: участие в экологических и волонтерских акциях, Международный день защиты детей. Общекультурное направление: тематические мероприятия (Международный день распространения грамотности, День славянской письменности и культуры, Всероссийская Неделя детской и юношеской книги, Всероссийская Неделя музыки для детей и юношества), экскурсии в музеи, посещение театров и выставок, проведение тематических встреч. Общеинтеллектуальное направление: День финансовой грамотности, Месячник правовых знаний, День науки, День космонавтики, участие в школьных и районных олимпиадах, предметных неделях, посещение Дней открытых дверей образовательных учреждений СПО и ВПО, экскурсии на предприятия, музеи, участие в научно-практических ученические конференции. В каникулярное время возможно проведение массовых спортивнооздоровительных мероприятий, дней детских сообществ (клубных дней), поездок, организация обмена группами обучающихся. Недельный план внеурочной деятельности основного общего образования Направление внеурочной деятельности Инвариантная часть Программа Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей 5 6 Часть, обязательная для всех обучающихся Разговоры о 1 1 дискуссионный важном клуб Функциональная грамотность «Россия – мои горизонты» в рамках ФП «Билет в будущее» Внеурочная деятельность по урочным предметам Формы организации Академия Стремлений Финансовая грамотность Шахматы Школьный театр «Фантазия» Робототехника практикум смешанные виды деятельности: беседа, онлайн – диагностика, профессиональные пробы и т.д. Вариативная часть Научное общество обучающихся Учебный курс 7 8 9 Всего 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 1 1 кружок кружок 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 5 10 кружок 2 2 2 2 2 10 обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии Деятельность ученических сообществ Детская медиа студия кружок 2 «Я-ты-он-онавместе целая страна» Социальная активность 1 «РОСТ» Детское объединение объединение объединение Совет старшеклассников Волонтерский отряд 1 1 1 1 4 1 1 1 1 1 1 1 1 4 2 2 1 1 1 3 Юнармия РДДМ «СИНЕРГ» «Пульс» Занятия, направленные на удовлетворение интересов и потребностей обучающихся в творческом и физическом развитии, помощь в самореализации, раскрытии и развитии способностей и талантов. Организационное обеспечение учебной деятельности, осуществление педагогической поддержки социализации обучающихся и обеспечения их благополучия (в том числе и учащимся инвалидам, с ОВЗ) Внеурочная деятельность, направленная на реализацию комплекса воспитательных мероприятий на уровне образовательной Итого за неделю 2 2 2 2 10 1 Шахматы Школьный театр «Фантазия» Робототехника Детская медиа студия 1 2 1 2 1 2 1 2 1 2 5 10 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 10 10 «Я-ты-он-онавместе целая страна» 1 Коррекционно - развивающие занятия 1 1 1 1 1 5 1 1 1 1 1 5 Мероприятия к памятным датам, Дням воинской славы Мероприятия, акции, марафоны, часы общения, киноуроки 1 Итого за год Итого на уровень образования Условия, обеспечивающие реализацию программ внеурочной деятельности. Организационное обеспечение реализации программ (формы учета, расписание занятий, условия формирования групп и т.п.) Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется заместителем директора по воспитательной работе в соответствии с приказом по школе. Расписание занятий внеурочной деятельности отличное от урочного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и этнокультурных особенностей региона. Наполняемость групп на занятиях ВД от 8 человек. Социальнопедагогическое обеспечение реализации программ (использование ресурсов и возможностей ОО и вне ОО). При реализации программ ВД используются возможности ОО, ДОУ социальных партнеров, учреждений культуры и спорта города. уч е Материально-техническое обеспечение реализации программ (в рамках возможностей ОО). Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования ОО обеспечено материально-техническими ресурсами. В ОО созданы необходимые условия: школа располагает спортивным залом, актовым залом, многофункциональным стадионом; музеем, библиотекой. Имеется музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной деятельности ООО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты включают: В освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); В способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; В готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; В овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают: -способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: познавательными универсальными учебными действиями; коммуникативными универсальными учебными действиями; регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. действий Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта. Предметные результаты включают: - освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующего курса внеурочной деятельности; предпосылки научного типа мышления; - виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов. Диагностика эффективности организации внеурочной деятельности Цель диагностики – выяснить, являются ли и в какой степени воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. ● Диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников ● Личность самого обучающегося Детский коллектив ● Профессиональная позиция педагога ● Методы и методики мониторинга изучения детского коллектива Основные результаты реализации программы внеурочной деятельности обучающихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, предусматривающих сформированность познавательного, коммуникативного, нравственного, эстетического потенциала личности: ● Листы наблюдений ● Контрольные вопросы ● Анкеты ● Тесты ● Защита проектов ● Результативность участия в конкурсах различной направленности и уровней. ● Активность участия во внеклассных мероприятиях