ФГОС-21: особенности организации управления образовательной деятельности Опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации 0 5.07.2021 г. Вступил в силу с 16 июля 2021 г. Ключевые изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Приводят Стандарты в соответствие Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» Устанавливают вариативность сроков реализации программ (не только в сторону увеличения, но и в сторону сокращения) Конкретизированные результаты систематизированы Детализируют условия реализации образовательных программ Оптимизированы требования к основной образовательной программе и рабочей программе 3 Как перейти на обновленные ФГОС НОО и ООО: дорожная карта Дорожная карта понадобится, чтобы поэтапно подготовить документы к переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО. ЗАЧЕМ? 1 Определите период, на который будете составлять дорожную карту Учебный Классы, переходящие на ФГОС год 2021/2022 1 2022/2023 1 2 2023/2024 1 2 3 2024/2025 1 2 3 2025/2026 1 2 2026/2027 1 2 Обучение по ФГОС по решению школы 5 Продолжение обучения по ФГОС 5 6 5 6 7 4 5 6 7 8 3 4 5 6 7 8 9 3 4 5 6 7 8 9 Обязательное введение ФГОС 4 Как перейти на обновленные ФГОС НОО и ООО: дорожная карта Решение задач управленческой командой 1. Обеспечить готовность педагогов к реализации новых ФГОС общего образования. 2. Информировать родителей (законных представителей) 1-х, 5-х классов о введении новых ФГОС общего образования. 3. Изучить риски и готовность реализации новых ФГОС общего образования со 2-го класса, с 6-го класса в образовательной организации. 4. Работа с родителями (законными представителями) о реализации новых ФГОС общего образования со 2-го класса, с 6-го класса. 5. Разработка ООП НОО и ООП ООО на основе ПООП НОО и ПООП ООО. 6. Широкое общественное обсуждение вновь разработанных ООП НОО и ООП ООО. Как перейти на обновленные ФГОС НОО и ООО: дорожная карта СОВЕТ 1. В плане работы определить общие и частные мероприятия по внедрению новых ФГОС для управленческой команды и всех участников образовательных отношений. 2. Обеспечить информационную открытость всеми доступными средствами. ПРИМЕР Разработка и реализация плана / дорожной карты Направления: Организационное обеспечение. Нормативное обеспечение. Методическое обеспечение. Кадровое обеспечение. Информационное обеспечение. Материально-техническое обеспечение. Финансово-экономическое обеспечение. ЗАЧЕМ? Дорожная карта понадобится, чтобы поэтапно подготовить документы к переходу на обновленные ФГОС НОО и ООО. Выделяем семь основных направлений: 2 организационное обеспечение нормативное обеспечение информационное обеспечение № п/п Мероприятие методическое обеспечение материальнотехническое обеспечение Срок исполнения кадровое обеспечение финансовоэкономическое обеспечение Ответственные Результат 7 3 Раздел дорожной карты Формируем рабочую группу по переходу на обновленные ФГОС Возможный ответственный Организационное обеспечение Заместители директора по УВР, ВР и НМР, заведующий школьной библиотекой, педагог-психолог, педагоги-предметники, классные руководители Нормативное обеспечение Заместители директора по УВР, ВР и НМР, заведующий школьной библиотекой, педагог-психолог, педагоги-предметники, классные руководители Методическое обеспечение Заместители директора по УВР, ВР и НМР, руководители ШМО, заведующий школьной библиотекой Кадровое обеспечение Заместители директора по учебно-воспитательной, воспитательной и научно-методической, руководители ШМО Информационное обеспечение Замдиректора по информатизации, учитель информатики Материально-техническое обеспечение Директор, заместитель директора по АХР Финансово-экономическое обеспечение Директор, заместитель директора по АХР Состав рабочей группы директор утверждает приказом. Этим же приказом можно утвердить положение о рабочей группе. 8 4 Знакомим родителей (законных представителей) Необходимо ознакомить родителей (законных представителей) с изменениями во ФГОС НОО и ООО С планом постепенного перехода на новые стандарты нужно до начала 2021/22 учебного года. Запланируйте общешкольное собрание Проведите классные собрание для родителей будущих учеников 1-х и 5-х классов Рассматриваемые вопросы: • особенности обучения по новым ФГОС НОО и ООО, • план поэтапного перехода, назовите сроки перехода и классы, которые он затронет Рассматриваемые вопросы: • особенности обучения по новым ФГОС НОО и ООО, • Знакомство с проектом ООП Собрания проведите в апреле-мае 2022 года Для родителей 4-х классов можно запланировать их на весь период перехода. 9 5 Организуем методическое обеспечение по переходу на обновленные ФГОС Запланируйте методическую поддержку педагогов на весь период перехода на новые стандарты. 1. Августовский / ??? педсовет Ознакомьте педагогов непосредственно с самими ФГОС НОО и ООО и дорожной картой перехода на обучение по новым стандартам 2. Совещания для педагогов по работе с документацией: рабочими программами, планами воспитательной работы с классом. Обязательно проведите обучающие занятия: • расскажите о новых требованиях к этим документам, покажите способы работы с ними и дайте образцы единого оформления 3. Проведите диагностику образовательных потребностей и профессиональных затруднений педагогов • Поручите руководителям ШМО разработать материалы для ее проведения. • Составьте в соответствии с результатами диагностик перспективный план курсовой подготовки и повышения квалификации учителей на весь период 10 5 Организуем методическое обеспечение по переходу на обновленные ФГОС Основные изменения в обновленных стандартах : Обеспечение вариативности ООП. Конкретизация планируемых результатов. Требования к пояснительной записке ООП. Требования к содержательному разделу ООП и его структурным элементам: рабочим программам учебных предметов, курсов и модулей, курсов внеурочной деятельности; программе формирования УУД, рабочей программе воспитания. Перечень предметных областей, учебных предметов, курсов и модулей. Объем урочной и внеурочной деятельности. Обучение детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий. Деление учеников на группы. Информационно-образовательная среда. Оснащение кабинетов. Психолого-педагогические условия. Повышение квалификации педагогов. 11 Ключевая педагогическая задача: создание условий инициирующих действие обучающегося Требования к результатам реализации ОП сформулированы в категориях системно-деятельностн ого подхода Системно-деятельностный подход Личностные результаты (ценности и мотивация) Ориентация на формирование системы ценности и мотивов Метапредметные результаты («soft skills») Три группы УУД: познавательные, коммуникативные и регулятивные действия Предметные результаты Конкретизация и систематизация предметных результатов 12 Hard skills в проектах ФГОС ОТРАЖЕНЫ: в требованиях к предметным результатам (русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, обществознание), в требования к личностным результатам (гражданско-патриотическое воспитание, эсте тическое воспитание, экологическое воспитание) 13 Soft skills в проектах ФГОС Критическое мышление и Креативность требования к метапредметным результатам (базовые логические действия и работа с информацией) Коммуникация метапредметные компетенции (универсальные учебные коммуникативные действия – общение); Сотрудничество метапредметные компетенции (совместная деятельность) 14 Soft skills в проектах ФГОС Любознательность и Инициативность требования к личностным результатам (ценность научного познания) Упорство/настойчивость и Приспособляемость требования к метапредметным результатам (универсальные коммуникативные и регулятивные действия); Лидерство и Социальная осведомленность требования к метапредметным результатам (совместная деятельность) 15 Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ, предусмотренные ФГОС Механизмы вариативности в действующем ФГОС Механизмы вариативности в обновленных ФГОС Часть ОП по выбору участников образовательного процесса Часть ОП по выбору участников образовательного процесса (п.16 ФГОС) Возможность разработки дифференцированных программ Возможность разработки дифференцированных программ. Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов Возможность разработки и реализации индивидуальных учебных планов (п.8) Произвольный характер выполнения требований к предметным результатам для инновационных школ (п.12) 16 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Содержание ООП НОО и ООО должно быть ВАРИАТИВНЫМ КАК ОБЕСПЕЧИТЬ? В структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули Может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов Может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать программы 17 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Новые ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики». ! ФГОС ООО отдельно описал предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». установил требования к предметным результатам при углубленном изучении отдельных учебных предметов: «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России 18 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Личностные результаты группируются по направлениям воспитания: • • • • гражданско-патриотическое; духовно-нравственное; эстетическое; физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия; • трудовое; • экологическое; • ценность научного познания. Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий: • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность; • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль. В обновленных ФГОС - каждое из УУД содержит критерии их сформированности 1tı Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать: рабочие программы: учебных предметов учебных курсов курсов внеурочной деятельности учебных модулей программу формирования УУД рабочую программу воспитания Программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ 20 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Требования к рабочим программам Критерий Старый ФГОС Новый ФГОС Виды программ Рабочие программы учебных предметов и курсов, в том числе и внеурочной деятельности Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, в том числе и внеурочной деятельности, учебных модулей Структура рабочих программ Различается для рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности Одинаковая для всех рабочих программ, в том числе и программ внеурочной деятельности Тематическое планирование рабочих программ учебных предметов, курсов С учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематическое планирование рабочих программ курсов внеурочной деятельности С учетом рабочей программы воспитания Учет рабочей программы воспитания Только в разделе «Тематическое планирование» Во всех разделах рабочей программы Особенности рабочей программы курса внеурочной деятельности В содержании программы должны быть указаны формы организации и виды деятельности В программе должны быть указаны формы проведения занятий С указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, возможности использования по этой теме ЭОР и ЦОР 21 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Требования к структуре рабочей программы воспитания Номер раздела Название раздела рабочей программы воспитания Старый ФГОС Новый ФГОС 1 Описание особенностей воспитательного процесса Анализ воспитательного процесса в организации 2 Цель и задачи воспитания обучающихся Без изменений 3 Виды, формы и содержание совместной деятельности педагогических работников, обучающихся и социальных партнеров организации, осуществляющей образовательную деятельность Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики организации, интересов субъекта воспитания, тематики учебных модулей 4 Основные направления самоанализа воспитательной работы в организации, осуществляющей образовательную деятельность Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся 22 Обновленные ФГОС регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей Учебный план НОО Предметные области Учебные предметы (учебные модули) Русский язык и литературное чтение Русский язык Литературное чтение Родной язык и литературное чтение на родном языке Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Литературное чтение на родном языке Иностранный язык Иностранный язык Математика и информатика Математика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Окружающий мир Основы религиозных культур и светской этики Основы религиозных культур и светской этики: учебный модуль «Основы православной культуры»; учебный модуль «Основы иудейской культуры»; учебный модуль «Основы буддистской культуры»; учебный модуль «Основы исламской культуры»; учебный модуль «Основы религиозных культур народов России»; учебный модуль «Основы светской этики» Искусство Изобразительное искусство Музыка Технология Технология Физическая культура Физическая культура 23 Обновленные ФГОС регламентируют перечень обязательных предметных областей, учебных предметов и учебных модулей Учебный план ООО Предметные области Русский язык и литература Учебные предметы (учебные курсы или учебные модули) Технология Русский язык Литература Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации Родная литература Иностранный язык Второй иностранный язык Математика: учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика» Информатика История: учебные курсы «История России», «Всеобщая история» Обществознание География Физика Химия Биология Выбор одного из учебных курсов (учебных модулей) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся Изобразительное искусство Музыка Технология Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности Физическая культура Основы безопасности жизнедеятельности Родной язык и родная литература Иностранные языки Математика и информатика Общественно-научные предметы Естественно-научные предметы Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство 24 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Объем урочной и внеурочной деятельности Границы аудиторной нагрузки Старый ФГОС НОО Новый ФГОС НОО Минимум 2904 2954 Максимум 3345 3190 Старый ФГОС ООО Новый ФГОС ООО Минимум 5267 5058 Максимум 6020 5549 Границы аудиторной нагрузки 25 Изменения в обновленных ФГОС НОО и ООО Обучение детей с ОВЗ ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО Школа может увеличить срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018 26 За 2021-2022 учебный год надо разработать новые ООП НОО и ООО Проект ООП по новому ФГОС ООО разработайте до 1 сентября 2022 года Сроки по новому ФГОС НОО разработайте к 1 апреля 2022 года Содержание деятельности Сентябрь Анализ текущих ООП НОО и ООО, прежде чем разрабатывать новые Октябрь Разработка пояснительных записок к ООП НОО и ООО и описания планируемых результатов освоения программ Ноябрь Разработка системы оценки достижения планируемых результатов Декабрь Разработка программы формирования УУД Январь Разработка проектов учебных планов и планов внеурочной деятельности Февраль Разработка документов по воспитанию – рабочей программы и календарного плана воспитательной работы 27 За 2021-2022 учебный год надо разработать новые ООП НОО и ООО Сроки Содержание деятельности Март Учителя начальных классов и учителя-предметники, которые будут работать в 2022/23 году в 1-х классах, должны сдать свои готовые рабочие программы Апрель К 1 апреля 2022 года проект ООП НОО должен быть полностью готов Запланируйте доработку ООП НОО (при необходимости). Учителя-предметники ООО должны сдать готовые рабочие программы. Все документы проверьте на соответствие ФГОС. До 1 сентября 2022 года запланируйте рассмотрение/согласование ООП НОО и ООО на педсовете. Утверждение ООП НОО и ООО директором. Готовые ООП НОО и ООО разместите на сайте школы Май–август 28 КАК СОСТАВИТЬ РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ Структуру рабочей программы • содержание предмета, курса, модуля; • планируемые результаты освоения предмета, курса, модуля; • тематическое планирование с указанием количества академических часов, отводимых на освоение каждой темы, и возможность использования по этой теме ЭОР и ЦОР, которые являются учебно-методическими материалами ! Любые другие разделы, например такие, как «Пояснительная записка», «Календарно-тематическое планирование», не являются обязательными. Включить такие разделы в рабочую программу педагоги обязаны только в том случае, если они закреплены в ее структуре локальным актом. 2tı Подготовить раздел «Планируемые результаты» Требования к личностным результатам На уровне НОО должны включать: формирование у обучающихся основ российской гражданской идентичности готовность обучающихся к саморазвитию; мотивацию к познанию и обучению ценностные установки и социально значимые качества личности активное участие в социально значимой деятельности На уровне ООО должны включать: осознание российской гражданской идентичности готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности ценность самостоятельности и инициативы сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим 30 Подготовить раздел «Планируемые результаты» Требования к метапредметным результатам На уровне НОО должны включать: универсальные познавательные учебные действия: базовые логические и начальные исследовательские действия, а также работу с информацией универсальные коммуникативные действия: общение, совместная деятельность, презентация универсальные регулятивные действия: саморегуляция, самоконтроль На уровне ООО должны включать: освоение обучающимися межпредметных понятий и универсальные учебные действия (познавательные, коммуникативные, регулятивные) способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории 31 Подготовить раздел «Планируемые результаты» Общие требования к предметным результатам для уровня основного общего образования: освоение учениками научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующей предметной области ! предпосылки научного типа мышления виды деятельности по получению нового знания, его интерпретации, преобразованию и применению в различных учебных ситуациях, в том числе при создании учебных и социальных проектов Если педагог составляет рабочую программу для предмета, курса или модуля, для предметных результатов которого нет требований во ФГОС, то педагогу нужно разработать их самостоятельно 32 Подготовить раздел «Планируемые результаты» Оценка достижения планируемых результатов должна: • отражать содержание и критерии оценки, формы представления результатов оценочной деятельности; • обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения рабочей программы, позволяющий осуществлять оценку предметных и метапредметных результатов; • предусматривать оценку и учет результатов использования разнообразных методов и форм обучения, которые взаимно дополняют друг друга, в том числе проектов, практических, командных, исследовательских, творческих работ, самоанализа и самооценки, взаимооценки, наблюдения, испытаний или тестов, динамических показателей освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий; • предусматривать оценку динамики учебных достижений учеников; • обеспечивать возможность получения объективной информации о качестве подготовки учеников в интересах всех участников образовательных отношений. 33 Содержание учебного предмета, курса, модуля Описать разделы и/или темы учебного предмета, модуля или курса Учесть в содержании рабочих программ концепции преподавания учебных предметов. содержательный раздел примерной ООП ; описание из программ, которые предлагают авторы учебников из федерального перечня; Всего утвердили 13 концепций: по истории России, химии, физике, астрономии, обществознанию, географии, ОБЖ, физкультуре, искусству, технологии, русскому языку и литературе, математике, новому УМК по отечественной истории. ! Единственное дополнение к общей структуре рабочих программ – в рабочих программах курсов внеурочной деятельности, необходимо указать формы проведения занятий с детьми (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО) По желанию можно приложить к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планирует использовать в работе 34 Тематическое планирование В этом разделе учителя должны отразить три обязательных элемента: • перечень тем, планируемых для освоения учениками; • количество академических часов, отводимых на освоение каждой темы; • информацию об электронных учебно-методических материалах, которые можно использовать при изучении каждой темы В качестве электронных учебно-методических материалов учителя могут указать: мультимедийные программы электронные учебники и задачники электронные библиотеки виртуальные лаборатории коллекции цифровых образовательных ресурсов игровые программы Электронные учебно-методические материалы должны позволять использовать дидактические возможности ИКТ, а их содержание – соответствовать законодательству об образовании. № п/п Тема/раздел Количество часов, отводимых на освоение темы Электронные учебнометодические материалы 35 Учесть рабочую программу воспитания Рабочие программы предметов, модулей и курсов, в том числе внеурочной деятельности, формируются с учетом рабочей программы воспитания (п. 31.1 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС ООО). Педагог может выбрать один или несколько из способов, которые определит школа в положении о рабочей программе., НАПРИМЕР: • указать формы учета рабочей программы воспитания в пояснительной записке к рабочей программе; • оформить приложение к рабочей программе «Формы учета рабочей программы воспитания»; • указать информацию об учете рабочей программы воспитания в разделе «Содержание учебного предмета/учебного курса (в том числе внеурочной деятельности)/учебного модуля» в описании разделов/тем или отдельным блоком; • отразить воспитательный компонент содержания программы в отдельной колонке таблицы тематического планирования. 36 Организуйте методическое обеспечение Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля Этап Что нужно сделать Что получится в результате 1. Целеполагание Изучение целевых установок ФГОС. Внесение изменений в цели и задачи учебного предмета. Характеристика учебного предмета и его места в учебном плане Проект пояснительной записки к рабочей программе учебного предмета, курса, модуля 2. Описание планируемых результатов освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, учебного курса внеурочной деятельности Изучение требований ФГОС к результатам освоения ООП. Внесение изменений в перечень планируемых результатов обучения (предметные, метапредметные, личностные). Выделение двух видов предметных результатов обучения: базового и углубленного для предметов уровня ООО – физика, химия, биология, математика, информатика Проект раздела «Планируемые результаты освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, учебного курса внеурочной деятельности» 37 Организуйте методическое обеспечение Этап Что нужно сделать 3. Определение Изучение требований ФГОС к содержанию содержания учебного рабочей программы учебного предмета, предмета учебного курса, учебного модуля, курса внеурочной деятельности. Описание содержания рабочей программы в соответствии с уровнем изучения (базовый, углубленный). Описание содержания рабочей программы в соответствии с планируемыми результатами освоения учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, курса внеурочной деятельности. Описание содержания рабочей программы в соответствии с рабочей программой воспитания Что получится в результате Проект раздела «Содержание рабочей программы учебного предмета, учебного курса, учебного модуля, курса внеурочной деятельности» 38 Организуйте методическое обеспечение Этап Что нужно сделать Что получится в результате 4. Составление Изучение требований ФГОС к тематическому Проект раздела тематического планированию. «Тематическое планирования учебног Составление таблицы тематического планирование о предмета, учебного планирования с указанием: учебного предмета, курса, учебного учебного курса, количества академических часов, модуля, учебного отводимых на освоение каждой темы учебного модуля, курса внеурочной учебного предмета, учебного курса (в том учебного курса деятельности числе внеурочной деятельности), учебного внеурочной модуля; деятельности» возможности использования по конкретной теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов, являющихся учебно-методическими материалами, которые представлены в электронном (цифровом) виде 39