Об особенностях подготовки к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

ГБОУ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Об особенностях подготовки
к введению обновленных
федеральных государственных
образовательных стандартов

г. Краснодар

Обновленные федеральные государственные
образовательные стандарты

Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования"

Приказ Министерства просвещения
Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287
"Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования"

Прием на обучение по программам начального
общего образования (в 1 класс) с 1 сентября
2022 г. во всех образовательных организациях

Прием на обучение по программам основного
общего образования (в 5 класс) с 1 сентября
2022 г. во всех образовательных организациях

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты
2010г.
В основе ФГОС лежит
системнодеятельностный
подход

2021г.
В основе ФГОС лежат
 представления об уникальности личности и
индивидуальных возможностях каждого
обучающегося и ученического сообщества в
целом,
 о профессиональных качествах педагогических
работников и руководителей Организаций,
создающих условия для максимально полного
обеспечения образовательных потребностей и
интересов обучающихся в рамках единого
образовательного пространства на территории
Российской Федерации.
Единство обязательных требований к результатам
освоения ООП ООО реализуется во ФГОС на основе
системно-деятельностного подхода

Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты
2010г. География:
1) формирование представлений
2) формирование первичных компетенций
3) формирование представлений и
основополагающих теоретических знаний
4) овладение элементарными
практическими умениями
5) овладение основами картографической
грамотности
6) овладение основными навыками
7) формирование умений и навыков
использования разнообразных
географических знаний в повседневной
жизни
8) формирование представлений

2021г. 45.6.3. География:
1) освоение и применение системы знаний о размещении и основных
свойствах географических объектов, понимание
2) освоение и применение системы знаний
3) овладение базовыми географическими понятиями и знаниями
географической терминологии и их использование для решения учебных
и практических задач;
4) умение сравнивать
5) умение классифицировать
6) умение устанавливать взаимосвязи
7) умение использовать географические знания для описания
существенных признаков разнообразных явлений и процессов в
повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и
явлений в пространстве;
8) умение объяснять влияние изученных географических объектов и
явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды;
9) умение выбирать и использовать источники географической
информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и
фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для
решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в
повседневной жизни;
10) умение представлять в различных формах
11) умение оценивать характер взаимодействия
12) умение решать практические задачи геоэкологического содержания
для определения качества окружающей среды своей местности

ФГОС основного общего образования

2010г.
ФГОС включает в себя требования:
- к результатам освоения ООП ООО;
- к структуре ООП ООО;
- к условиям реализации ООП ООО.

2021г.
ФГОС включает требования к:
- структуре ООП ООО;
- условиям реализации ООП ООО;
- результатам освоения ООП ООО.

Обновленные федеральные государственные
образовательные стандарты
Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с уровня НОО
Повышение статуса школ-инновационных площадок, их ответственности
Возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы
Деление на подгруппы по различным основаниям
Обязательность указания формы занятий в рабочей программе внеурочной деятельности

Изменение диапазона учебных часов
Конкретизация результатов обучения
Изучение финансовой грамотности
Формирование навыков XXI века

Закрепление в стандартах требования преемственности и единства содержания образовательных
программ – важный шаг для создания единого образовательного пространства в РФ (п. 45 ФГОС ООО)

Поддержка введения обновленных ФГОС
Сделано

На стадии завершения

 Федеральные
государственные
образовательные стандарты
начального общего и
основного общего
образования
 Примерные рабочие
программы по учебным
предметам
 Универсальные кодификаторы

 Методические рекомендации
по введению ФГОС
 Типовой план введения ФГОС
в субъекте Российской
Федерации
 ПООП
 Примерные рабочие
программы углубленного
уровня
 Утверждение нового порядка
формирования ФПУ
 Методические рекомендации
по внеурочной деятельности
 Типовой комплект
методических документов

Планируется

 Экспертиза УМК на
соответствие обновленным
ФГОС
 Утверждение обновленного
ФПУ

Федеральный портал
Единое содержание общего образования

https://edsoo.ru/

Федеральный портал

Федеральный портал
Универсальные
кодификаторы для
процедур качества
образования

Кодификаторы
проверяемых
требований к
результатам освоения
ООП и элементов
содержания для
проведения ГИА

Апробация примерных рабочих программ по учебным
предметам НОО и ООО
апробация примерных рабочих
программ по учебным предметам

1 сентября
2021 года
Муниципальные
образования

(одобрены решением Федерального учебно-методического объединения
по общему образованию, протокол 3 от 27.09.2021г.)

34

211
общеобразовательных
организаций

по 20 предметам учебного плана

Муниципальные образования, в которых осуществляется
апробация рабочих программ

Примерные рабочие программы

Структура примерной рабочей программы по учебному предмету
Пояснительная записка, включающая цели изучения
учебного предмета, общую характеристику предмета,
место предмета в учебном плане.
Содержание образования (по годам обучения).
Планируемые результаты освоения рабочей программы:
• Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе ФГОС ООО
с учетом специфики учебного предмета)
• Личностные результаты формируются с учетом рабочей программы воспитания
(основных направлений воспитательной работы)
• Предметные (по годам обучения).

Тематическое планирование (примерные темы и количество
часов, отводимое на их изучение; основное программное
содержание; основные виды деятельности обучающихся).

Основные образовательные программы
Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
с изм. от 2 июля 2021 г. № 320-ФЗ

Статья 12 п. 7.2. При разработке ООП
организация, осуществляющая
образовательную деятельность, вправе
предусмотреть применение при реализации
соответствующей образовательной
программы
• примерного учебного плана
• примерного календарного учебного графика,
• примерных рабочих программ учебных
предметов, курсов, дисциплин (модулей),
включенных в соответствующую
примерную основную
общеобразовательную программу.
В этом случае такая учебно-методическая
документация не разрабатывается.

Статья 12.1. п. 4. При разработке ООП
организация, осуществляющая
образовательную деятельность, вправе
предусмотреть применение при реализации
соответствующей образовательной
программы
• примерной рабочей программы
воспитания
• примерного календарного плана
воспитательной работы, включенных в
соответствующую примерную ООП.
В этом случае такая учебно-методическая
документация не разрабатывается.

Повышение квалификации по вопросам внедрения
обновленных ФГОС
Операторы повышения квалификации
Федеральное государственное автономное
образовательное учреждение дополнительного
профессионального образования «Академия
реализации государственной политики и
профессионального развития работников
образования Министерства просвещения
Российской Федерации»

https://apkpro.ru/

Государственное бюджетное
образовательное учреждение
дополнительного профессионального
образования «Институт развития
образования» Краснодарского края

http://iro23.ru/

Всероссийские просветительские мероприятия
Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования» в дистанционном
режиме
Проводит ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО по поручению Минпросвещения РФ.

16.12.2021 г. с 11.00 до 15.00 пленарная сессия «Научно-методическое обеспечение введения
обновленных ФГОС общего образования»
https://youtu.be/OA2RCLc3EbU
17.12.2021 г. с 10.00 до 16.00 конференции:
•VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему
образованию
•Научно – практическая конференция "Востребованность научных исследований в образовании"
•Научно-практическая конференция "Развитие образования в условиях цифровой трансформации"
•Методический семинар "Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с
обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития"
К участию в Форуме приглашаются руководители и специалисты региональных и муниципальных
органов управления образованием, институтов развития образования, региональных центров
оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебнометодических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических
университетов, колледжей, директора школ, учителя.
Ссылки на страницы Форума:
https://edsoo.ru/Vserossijskij_forum_Ten.htm
https://www.instrao.ru/forum

Введение ФГОС НОО и ООО в Краснодарском крае
 ГБОУ ИРО Краснодарского краяпроведен анализ соответствия
имеющихся в ОО края (массовых) УМК Примерным программам по
учебным предметам (2021г.)
 ГБОУ ИРО КК проводится мониторинг условий для введения
обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в каждой общеобразовательной
организации

 Рассматривается модель введения ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 г.
в 1-8 классах 237 общеобразовательных организаций:
 211 школ, которые участвуют в апробации Примерных рабочих программ по учебным
предметам начального общего и основного общего образования (одобрены решением
Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3 от
27.09.2021г.),
 18 школ – краевых инновационных площадок,
 4 школы – участники проекта «Базовые школы РАН»,
 4 Кадетских корпуса (7-8 класс).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».