МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ ГБОУ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ Об особенностях подготовки к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов г. Краснодар Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования" Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования" Прием на обучение по программам начального общего образования (в 1 класс) с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях Прием на обучение по программам основного общего образования (в 5 класс) с 1 сентября 2022 г. во всех образовательных организациях Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты 2010г. В основе ФГОС лежит системнодеятельностный подход 2021г. В основе ФГОС лежат представления об уникальности личности и индивидуальных возможностях каждого обучающегося и ученического сообщества в целом, о профессиональных качествах педагогических работников и руководителей Организаций, создающих условия для максимально полного обеспечения образовательных потребностей и интересов обучающихся в рамках единого образовательного пространства на территории Российской Федерации. Единство обязательных требований к результатам освоения ООП ООО реализуется во ФГОС на основе системно-деятельностного подхода Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты 2010г. География: 1) формирование представлений 2) формирование первичных компетенций 3) формирование представлений и основополагающих теоретических знаний 4) овладение элементарными практическими умениями 5) овладение основами картографической грамотности 6) овладение основными навыками 7) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни 8) формирование представлений 2021г. 45.6.3. География: 1) освоение и применение системы знаний о размещении и основных свойствах географических объектов, понимание 2) освоение и применение системы знаний 3) овладение базовыми географическими понятиями и знаниями географической терминологии и их использование для решения учебных и практических задач; 4) умение сравнивать 5) умение классифицировать 6) умение устанавливать взаимосвязи 7) умение использовать географические знания для описания существенных признаков разнообразных явлений и процессов в повседневной жизни, положения и взаиморасположения объектов и явлений в пространстве; 8) умение объяснять влияние изученных географических объектов и явлений на качество жизни человека и качество окружающей его среды; 9) умение выбирать и использовать источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), необходимые для решения учебных, практико-ориентированных задач, практических задач в повседневной жизни; 10) умение представлять в различных формах 11) умение оценивать характер взаимодействия 12) умение решать практические задачи геоэкологического содержания для определения качества окружающей среды своей местности ФГОС основного общего образования 2010г. ФГОС включает в себя требования: - к результатам освоения ООП ООО; - к структуре ООП ООО; - к условиям реализации ООП ООО. 2021г. ФГОС включает требования к: - структуре ООП ООО; - условиям реализации ООП ООО; - результатам освоения ООП ООО. Обновленные федеральные государственные образовательные стандарты Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с уровня НОО Повышение статуса школ-инновационных площадок, их ответственности Возможность гибкого изменения срока освоения основной образовательной программы Деление на подгруппы по различным основаниям Обязательность указания формы занятий в рабочей программе внеурочной деятельности Изменение диапазона учебных часов Конкретизация результатов обучения Изучение финансовой грамотности Формирование навыков XXI века Закрепление в стандартах требования преемственности и единства содержания образовательных программ – важный шаг для создания единого образовательного пространства в РФ (п. 45 ФГОС ООО) Поддержка введения обновленных ФГОС Сделано На стадии завершения Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего и основного общего образования Примерные рабочие программы по учебным предметам Универсальные кодификаторы Методические рекомендации по введению ФГОС Типовой план введения ФГОС в субъекте Российской Федерации ПООП Примерные рабочие программы углубленного уровня Утверждение нового порядка формирования ФПУ Методические рекомендации по внеурочной деятельности Типовой комплект методических документов Планируется Экспертиза УМК на соответствие обновленным ФГОС Утверждение обновленного ФПУ Федеральный портал Единое содержание общего образования https://edsoo.ru/ Федеральный портал Федеральный портал Универсальные кодификаторы для процедур качества образования Кодификаторы проверяемых требований к результатам освоения ООП и элементов содержания для проведения ГИА Апробация примерных рабочих программ по учебным предметам НОО и ООО апробация примерных рабочих программ по учебным предметам 1 сентября 2021 года Муниципальные образования (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3 от 27.09.2021г.) 34 211 общеобразовательных организаций по 20 предметам учебного плана Муниципальные образования, в которых осуществляется апробация рабочих программ Примерные рабочие программы Структура примерной рабочей программы по учебному предмету Пояснительная записка, включающая цели изучения учебного предмета, общую характеристику предмета, место предмета в учебном плане. Содержание образования (по годам обучения). Планируемые результаты освоения рабочей программы: • Личностные и метапредметные результаты (раскрываются на основе ФГОС ООО с учетом специфики учебного предмета) • Личностные результаты формируются с учетом рабочей программы воспитания (основных направлений воспитательной работы) • Предметные (по годам обучения). Тематическое планирование (примерные темы и количество часов, отводимое на их изучение; основное программное содержание; основные виды деятельности обучающихся). Основные образовательные программы Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» с изм. от 2 июля 2021 г. № 320-ФЗ Статья 12 п. 7.2. При разработке ООП организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы • примерного учебного плана • примерного календарного учебного графика, • примерных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), включенных в соответствующую примерную основную общеобразовательную программу. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается. Статья 12.1. п. 4. При разработке ООП организация, осуществляющая образовательную деятельность, вправе предусмотреть применение при реализации соответствующей образовательной программы • примерной рабочей программы воспитания • примерного календарного плана воспитательной работы, включенных в соответствующую примерную ООП. В этом случае такая учебно-методическая документация не разрабатывается. Повышение квалификации по вопросам внедрения обновленных ФГОС Операторы повышения квалификации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения Российской Федерации» https://apkpro.ru/ Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования» Краснодарского края http://iro23.ru/ Всероссийские просветительские мероприятия Всероссийский форум «Тенденции и векторы развития общего образования» в дистанционном режиме Проводит ФГБНУ Институт стратегии развития образования РАО по поручению Минпросвещения РФ. 16.12.2021 г. с 11.00 до 15.00 пленарная сессия «Научно-методическое обеспечение введения обновленных ФГОС общего образования» https://youtu.be/OA2RCLc3EbU 17.12.2021 г. с 10.00 до 16.00 конференции: •VI Всероссийская конференция региональных учебно-методических объединений по общему образованию •Научно – практическая конференция "Востребованность научных исследований в образовании" •Научно-практическая конференция "Развитие образования в условиях цифровой трансформации" •Методический семинар "Система оценки достижения результатов обучающимися в соответствии с обновленным ФГОС основного общего образования: направления развития" К участию в Форуме приглашаются руководители и специалисты региональных и муниципальных органов управления образованием, институтов развития образования, региональных центров оценки качества образования, руководители и члены федерального и региональных учебнометодических объединений по общему образованию, эксперты, преподаватели педагогических университетов, колледжей, директора школ, учителя. Ссылки на страницы Форума: https://edsoo.ru/Vserossijskij_forum_Ten.htm https://www.instrao.ru/forum Введение ФГОС НОО и ООО в Краснодарском крае ГБОУ ИРО Краснодарского краяпроведен анализ соответствия имеющихся в ОО края (массовых) УМК Примерным программам по учебным предметам (2021г.) ГБОУ ИРО КК проводится мониторинг условий для введения обновленных ФГОС НОО и ФГОС ООО в каждой общеобразовательной организации Рассматривается модель введения ФГОС НОО и ООО с 1 сентября 2022 г. в 1-8 классах 237 общеобразовательных организаций: 211 школ, которые участвуют в апробации Примерных рабочих программ по учебным предметам начального общего и основного общего образования (одобрены решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3 от 27.09.2021г.), 18 школ – краевых инновационных площадок, 4 школы – участники проекта «Базовые школы РАН», 4 Кадетских корпуса (7-8 класс).