ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НОО, ООО и СОО на 2022-2023 учебный год
Внеурочная деятельность 1-4 классы
Нормативным основанием для формирования плана внеурочной деятельности учащихся 1-4 классов являются следующие нормативно-правовые документы:
- Федеральный Закон от 12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ "О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 г. № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования" от 29.12.2014 №1643;
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного стандарта общего образования»;
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 № 273-ФЗ);
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ;
- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов».
- Письмо>Минобрнауки России от 18.08.2017 N 09-1672 «О направлении Методических рекомендаций по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»
- Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ ПСШ №2 (1-4 классы).
- Устав МБОУ ПСШ №2 им.А.С. Пушкина
Внеурочная деятельность - это образовательная деятельность, направленная на достижение планируемых результатов освоения основных образовательных программ (личностных, метапредметных и предметных), осуществляемую в формах, отличных от урочной. Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью основной общеобразовательной программы.
Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения ребенком планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации.
Внеурочная деятельность планируется и организуется с учетом индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, запросов семьи, культурных традиций, национальных и этнокультурных особенностей региона.
Реализация внеурочной деятельности
Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы.
Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (далее - ФГОС) с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
Рабочие программы внеурочной деятельности должны содержать:
- планируемые результаты внеурочной деятельности;
- содержание внеурочной деятельности с указанием форм ее организации и видов деятельности;
- тематическое планирование.
Участие во внеурочной деятельности является для обучающихся обязательным.
ФГОС определено максимально допустимое количество часов внеурочной деятельности в зависимости от уровня общего образования:
- до 1350 часов за четыре года обучения на уровне начального общего образования.
Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий.
При реализации рабочих программ внеурочной деятельности используются формы, носящие исследовательский, творческий характер.
Формы внеурочной деятельности предусматривают активность и самостоятельность обучающихся; сочетают индивидуальную и групповую работу; обеспечивают гибкий режим занятий (продолжительность, последовательность), переменный состав обучающихся, проектную и исследовательскую деятельность (в т.ч. экспедиции, практики), экскурсии (в музеи, парки, на предприятия и др.), походы, деловые игры и пр.
Формы организации внеурочной деятельности школьников
Кружок – форма добровольного объединения детей, оптимальная форма организации внеурочной деятельности в начальной школе. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха. Форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.
Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.
Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. (театр-студия, киностудия, музыкально- хореографическая студия ) Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности. Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене.
Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).
Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).
Рабочие программы внеурочной деятельности для детей с ограниченными возможностями здоровья разрабатываются и реализуются в соответствии с требованиями ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Организация внеурочной деятельности в образовательной организации
В МБОУ ПСШ №2 обучение в 1 – 4-х классах реализуется по ФГОС. В связи с этим в каждом классе из данных параллелей отведено по 3 (5 ) часов на преподавание внеурочной деятельности. В каждом классе проводится по 1 занятия внеурочной деятельности в день.
Продолжительность одного занятия равна продолжительности урока на данной ступени обучения.
Внеурочная деятельность осуществляется во второй половине дня для обучающихся 1-4-х классов и организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное, общеинтеллектуальное, общекультурное, социальное) в таких формах как проектная и исследовательская деятельность, экскурсии, кружки, школьные научные общества, олимпиады, интеллектуальные марафоны, общественно полезные практики, секции, соревнования и т.д.
Занятия внеурочной деятельности проводятся во второй половине дня после уроков и перерыва на динамическую паузу.
Внеурочная деятельность представлена следующими направлениями работы:
- духовно-нравственное
- общеинтеллектуальное
- общекультурное
- социальное
- спортивно-оздоровительное
Духовно-нравственное направление.
Духовно-нравственное направление реализуется в соответствии с программой духовно-нравственного воспитания учащихся и направлено на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Духовно- нравственное развитие гражданина России- это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно- смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Цель духовно-нравственного направления: создание условий для воспитания нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно- продуктивной, социально-ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно- нравственной компетенции- «становиться лучше»;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- формирование у школьников уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим.
Общеинтеллектуальное направление
Решение проблемы развития творческого потенциала школьников означает организацию их деятельности, всецело направленную на самостоятельное открытие нового, будь то знания или алгоритм их приобретения. Таким образом, одним из главных факторов развития личности школьника становится именно познавательная творческая деятельность самого ребёнка.
Научно-познавательная деятельность, заложенная в общеинтеллектуальном направлении, строится с учётом возрастных психолого-педагогических особенностей мыслительной деятельности, основывается на базовом стандарте и служит для углубления и получения новых знаний, способствует формированию научного мышления, которое отличается системностью, гибкостью, креативностью, содействует формированию научного мировоззрения, стимулирует познавательную активность и развивает творческий потенциал учащихся. Большое значение в развитии и социализации школьников имеет организация внеурочной работы по предмету. Она углубляет знания, расширяет кругозор, развивает творческие способности, интеллект учащихся, стимулирует их активность, поскольку может быть приближена к интересам и возможностям ученика.
Цель общеинтеллектуального направления: формирование ценностного отношения к знаниям, процессу познания.
Задачи:
- обогащение запаса учащихся научными понятиями и законами;
- формирование мировоззрения, функциональной грамотности.
Общекультурное направление
Необходимым условием формирования современного гармонически развитого человека являются богатство его внутренней и духовной культуры, интеллектуальная и эмоциональная свобода, высокий нравственный потенциал и эстетический вкус.
Развитие эмоционально-образного и художественно-творческого мышления во внеурочной деятельности позволяет учащимся ощущать свою принадлежность к национальной культуре, повышает чувство личной самодостаточности.
Цель общекультурного направления: формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях.
Задачи:
- развитие эмоциональной сферы ребёнка, чувства прекрасного, творческих способностей;
- формирование коммуникативной общекультурной компетенций;
- овладение учащимися навыками продуктивной индивидуальной и коллективной деятельности;
- овладение навыками межличностного общения;
- формирование интереса к творческим профессиям.
Социальное направление (социально- преобразующее творчество)
Социальное творчество - высшая форма социальной деятельности; созидательный процесс, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия.
В рамках социального направления учащиеся принимают добровольное посильное участие в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Цель социального направления: создание условий для перевода ребенка в позицию активного члена гражданского общества, способного самоопределяться на основе ценностей, вырабатывать собственное понимание и цели, разрабатывать проекты преобразования общества, реализовывать данные проекты.
Задачи:
- формирование позитивного отношения к базовым ценностям;
- формирование навыков труда, позитивного отношения к трудовой деятельности;
- выработка чувства ответственности и уверенности в своих силах;
- стремление активно участвовать в общих интересах в делах класса, школы, города.
Спортивно-оздоровительное направление.
Формирование основ здорового и безопасного образа жизни у обучающихся является одной из приоритетных целей. Приобретаемые на уроке физической культуры знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическими упражнениями: утренней зарядке, физкультминутках и подвижных играх на переменах и во время прогулок, дополнительных занятиях.
Взаимосвязи урочной и внеурочной деятельности в спортивно-оздоровительном направлении способствует усилению оздоровительного эффекта, достигаемого в ходе активного использования школьниками освоенных знаний, способов и физических упражнений в физкультурно-оздоровительных мероприятиях, режиме дня, самостоятельных занятиях физическими упражнениями.
Занятия спортивно-оздоровительного направления не только совершенствуют физические качества, но и активно развивают сознание и мышление, творчество и самостоятельность учащихся.
Ценностные основы: здоровье- физическое, нравственное и социально- психическое; стремление к здоровому образу жизни.
Цель спортивно-оздоровительной деятельности: воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие валеологической культуры.
Задачи:
- научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
- развивать готовность на основе правил личной гигиены самостоятельно поддерживать своё здоровье;
- формировать представление: о позитивных факторах, влияющих на здоровье; о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах; о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности;о негативных факторах риска для здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т.п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье; о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азарт-ных играх;
- формирование навыков эмоциональной разгрузки (релаксации), контроля своего режима дня;
- формировать: навыки позитивного коммуникативного общения; представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; потребность детей заниматься спортом, ежедневно выполнять физические упражнения.
Результаты внеурочной деятельности
Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.
Планируемые результаты внеурочной деятельности конкретизируются в рабочей программе и соответствуют планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.
Общеобразовательная организация в установленном ею порядке может осуществлять зачет результатов освоения обучающимися образовательных программ в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в организациях дополнительного образования.
Во внеурочной деятельности обучающихся осуществляется текущий контроль и промежуточная аттестация.
Текущий контроль во внеурочной деятельности – это систематическая проверка достижений обучающихся, проводимая педагогом в ходе осуществления образовательной деятельности в соответствии с образовательной программой. Текущий контроль проводится с целью систематического контроля уровня приобретения универсальных учебных действий, а также носит мотивационный характер.
Промежуточная аттестация – процедура установления соответствия качества подготовки обучающихся требованиям федеральных государственных образовательных стандартов по завершении учебного года. Промежуточная аттестация проводится с целью определения качества освоения обучающимися образовательных программ внеурочной деятельности: полноты, прочности, осознанности и системности освоения содержания программ по годам обучения.
Формы промежуточной аттестации объединяются понятием контрольно-оценочной процедуры. Контрольно-оценочная процедура предполагает непосредственное участие в ней обучающегося, очное или заочное.
Оценке планируемых результатов внеурочной деятельности подлежат результаты, которые запланированы педагогом и зафиксированы в рабочих программах курсов внеурочной деятельности.
Оценка достижений результатов внеурочной деятельности может осуществляться как
- индивидуальная оценка результатов внеурочной деятельности каждого обучающегося;
- представление коллективного результата группы обучающихся в рамках одного направления (результаты работы кружка, курса, детского объединения, системы мероприятий).
Периодичность:
Текущий контроль осуществляется педагогом систематически в ходе осуществления образовательной деятельности по образовательной программе.
Промежуточная аттестация проводится по итогам учебного года в мае.
Методы и формы оценки
Оценивание планируемых результатов может проводиться с применением встроенного педагогического наблюдения или экспертной оценки. Данные, полученные посредством применения вышеуказанных форм, фиксируются безбалльным способом (зачёт/незачет). Словесная характеристика достижения обучающегося как способ фиксации результата используется только в ходе текущего оценивания.
К формам промежуточной аттестации, основанным на встроенном педагогическом наблюдении, относятся:
- работа в группах по решению проектных, ситуационных задач;
- выполнение группового или коллективного творческого дела;
- программируемые учебные занятия;
- ролевая, интеллектуальная игра;
К формам промежуточной аттестации, основанным на экспертной оценке, может относиться:
- защита проекта;
- творческий экзамен, отчет, презентация;
- тест;
- выступление, доклад, сообщение;
- разработка изделия, макета, предметов декора и живописи, продуктов словесного творчества.
Оценка достижений планируемых результатов по образовательным программам внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ базируется на приоритете динамики индивидуальных достижений.
Организация оценочной деятельности
Контрольно-оценочную деятельность осуществляет педагог, обеспечивающий реализацию образовательной программы.
Педагог, обеспечивающий реализацию образовательной программы, обязан в устной форме знакомить обучающихся с содержанием и методами оценки их индивидуальных достижений по мере реализации соответствующей образовательной программы.
График процедур промежуточной аттестации обучающихся по внеурочной деятельности доводится до сведения обучающихся и их родителей (законных представителей) посредством размещения на сайте образовательной организации или иным удобным для участников образовательных отношений способом информирования.
Результаты промежуточной аттестации отражают динамику индивидуальных образовательных достижений обучающихся в соответствии с планируемыми результатами освоения образовательной программы.
Результаты промежуточной аттестации доводятся до сведения обучающихся и родителей (законных представителей) в течение двух недель.
Обучающийся считается освоившим программу курса внеурочной деятельности, если он освоил не менее 70% содержания программы. Если обучающийся не имел возможности посещать какой-либо курс внеурочной деятельности по причине занятости в организациях дополнительного образования, он имеет возможность осваивать программу самостоятельно и получить зачет по программе, предоставив по итогам года индивидуальный проект, портфолио, творческую работу по направлению данной программы.