Приложение №2 к основной образовательной программе начального общего образования МБОУ ПСШ №2 им. А.С. Пушкина (приказ от 30.08.2024 №73 о.д) ПЛАН ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на 2024-2025 учебный год на уровне начального образования (приложение к ООП НОО) Пояснительная записка План внеурочной деятельности МБОУ ПСШ №2 обеспечивает введение в действие и реализацию требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и определяет общий и максимальный объем нагрузки обучающихся в рамках внеурочной деятельности, состав и структуру направлений и форм внеурочной деятельности по классам. План внеурочной деятельности разработан с учетом требований следующих нормативных документов: Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №286 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования”, Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 №287 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования” Письмо Минпросвещения России от 11.11.2021г. №03-1899 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся в 2022/23 учебном году», Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 № АЗ-11303 «О направлении методических рекомендаций», Санитарные правила Роспотребнадзора СП 2.4. 3648-20, Устава школы; Образовательной программы начального общего образования ФГОС, основного общего образования ФГОС, среднего общего образования ФГОС. Цели внеурочной деятельности: создание условий для достижения учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, создание условий для многогранного развития и социализации каждого учащегося в свободное от учёбы время; создание воспитывающей среды, обеспечивающей активизацию социальных, интеллектуальных интересов учащихся в свободное время, развитие здоровой, творчески растущей личности, с формированной гражданской ответственностью и правовым самосознанием, подготовленным к жизнедеятельности в новых условиях, способными на социально значимую практическую деятельность, реализацию добровольческих инициатив. Внеурочная деятельность организуется через следующие формы: учебные курсы и факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и другие. Для реализации внеурочной деятельности в школе организована оптимизационная модель внеурочной деятельности, которая предполагает в зависимости от решения педагогического коллектива, родительской общественности, интересов и запросов детей и родителей сочетание различных моделей примерного плана внеурочной деятельности: —модель плана с преобладанием учебно-познавательной деятельности, когда наибольшее внимание уделяется внеурочной деятельности по учебным предметам и организационному обеспечению учебной деятельности; —модель плана с преобладанием педагогической поддержки обучающихся и работы по обеспечению их благополучия в пространстве общеобразовательной школы; —модель плана с преобладанием деятельности ученических сообществ и воспитательных мероприятий. Она заключается в оптимизации всех внутренних ресурсов школы и предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники (классные руководители, педагогорганизатор, социальный педагог, педагог-психолог, учителя по предметам, педагоги ДО). Координирующую роль выполняет классный руководитель, который в соответствии со своими функциями и задачами: - взаимодействует с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения; - организует в классе образовательный процесс, оптимальный для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива; - организует систему отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том числе, через органы самоуправления; организует социально значимую, творческую деятельность обучающихся; ведёт учёт посещаемости занятий внеурочной деятельности. Преимущества оптимизационной модели состоят в минимизации финансовых расходов на внеурочную деятельность, создании единого образовательного методического пространства в образовательном учреждении, содержательном и организационном единстве всех его структурных подразделений. Режим функционирования МБОУ ПСШ №2 им.А.С. Пушкина устанавливается в соответствии с санитарными правилами СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и Уставом школы. МБОУ ПСШ №2 функционирует: - понедельник - пятница с 08.00 до 20.00 часов, В соответствии с планом устанавливается следующая продолжительность учебного года в I классах -33 учебных недели, II- IV классах не менее 34 учебных недель. Продолжительность каникул в течение учебного года — не менее 30 календарных дней, у 1 классов дополнительная неделя каникул. Продолжительность внеурочной деятельности учебной недели – максимальная учебная нагрузка учащихся, предусмотренная учебными планами, соответствует требованиям СанПин 2.4.2. 2821-10 и осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий в 1-4, Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся. Для обучающихся, посещающих занятия в отделении ДО образовательной организации, организациях ДО, спортивных школах, музыкальных школах и других образовательных организациях, количество часов внеурочной деятельности сокращается, при предоставлении родителями (законными представителями) обучающихся, справок, указанных организаций. Внеурочная деятельность организуется во второй половине дня не менее, чем через 30 минут после окончания учебной деятельности. Ежедневно проводится от 1 до 2-х занятий, в соответствии с расписанием и с учётом общего количества часов недельной нагрузки по внеурочной деятельности, а также с учётом необходимости разгрузки последующих учебных дней. Внеурочная деятельность осуществляется в соответствии с учебным планом и расписанием занятий. Продолжительность занятий внеурочной деятельности составляет не более 45 минут. Начало занятий внеурочной деятельности, осуществляется с понедельника по субботу во вторую или в первую половину дня в соответствии с расписанием. Обеспечение учебного плана Общеобразовательное учреждение укомплектовано педагогическими кадрами и обладает материально-технической базой для осуществления обучения согласно данному учебному плану. План внеурочной деятельности реализуется в соответствии с запросом обучающихся, их родителей (законных представителей). Занятия внеурочной деятельности осуществляются при наличии рабочих программ, утвержденных на методических объединениях школы. Направления внеурочной деятельности 1. Спортивно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие школьника, углубление знаний об организации жизни и деятельности с учетом соблюдения правил здорового безопасного образа жизни. 2. Проектно-исследовательская деятельность организуется как углубленное изучение учебных предметов в процессе совместной деятельности по выполнению проектов. 3. Коммуникативная деятельность направлена на совершенствование функциональной коммуникативной грамотности, культуры диалогического общения и словесного творчества. 4. Художественно-эстетическая творческая деятельность организуется как система разнообразных творческих мастерских по развитию художественного творчества, способности к импровизации, драматизации, выразительному чтению, а также становлению умений участвовать в театрализованной деятельности. 5. Информационная культура предполагает учебные курсы в рамках внеурочной деятельности, которые формируют представления младших школьников о разнообразных современных информационных средствах и навыки выполнения разных видов работ на компьютере. 6. Интеллектуальные марафоны — система интеллектуальных соревновательных мероприятий, которые призваны развивать общую культуру и эрудицию обучающегося, его познавательные интересу и способности к самообразованию. 7. «Учение с увлечением!» включает систему занятий в зоне ближайшего развития, когда учитель непосредственно помогает обучающемуся преодолеть трудности, возникшие при изучении разных предметов. Формы организации внеурочной деятельности могут быть следующие: учебные курсы, факультативы; художественные, музыкальные и спортивные студии; соревновательные мероприятия, дискуссионные клубы, секции, экскурсии, мини-исследования; общественно полезные практики и др. К участию во внеурочной деятельности могут привлекаться организации и учреждения ДО, культуры и спорта. В этом случае внеурочная деятельность может проходить не только в помещении образовательной организации, но и на территории другого учреждения (организации), участвующего во внеурочной деятельности. Это может быть, например, спортивный комплекс, музей, театр и др. Внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей в части создания условий для развития творческих интересов детей, включения их в художественную, техническую, спортивную и другую деятельность. Объединение усилий внеурочной деятельности и ДО строится на использовании единых форм организации. Содержание плана внеурочной деятельности. Количество часов, выделяемых на внеурочную деятельность, составляет: на уровне НОО – до 1320 часов за четыре года обучения по ФГОС НОО – 2021, до 1350 часов за четыре года обучения по ФГОС второго поколения; Величина недельной образовательной нагрузки (количество занятий), реализуемой через внеурочную деятельность, определяется за пределами количества часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана, но не более 10 часов. Для недопущения перегрузки обучающихся допускается перенос образовательной нагрузки, реализуемой через внеурочную деятельность, на периоды каникул, но не более 1/2 количества часов. Внеурочная деятельность в каникулярное время может реализовываться в рамках тематических программ (лагерь с дневным пребыванием на базе общеобразовательной организации или на базе загородных детских центров, в походах, поездках и т. д.). Изучение государственных символов Российской Федерации и использования государственной символики реализуется через введение в структуру рабочих программ учебных предметов, учебных курсов и модулей, тематических блоков, направленных на изучение государственных символов Российской Федерации. Выбор содержания, видов и форм воспитательной работы в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ», концепцией духовно-нравственного развития и воспитания гражданина и ФГОС уровней образования. Ожидаемые результаты внеурочной деятельности обучающихся: Личностные - готовность и способность к саморазвитию; сформированность мотивации к познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции личностных качеств; сформированность основ гражданской идентичности Предметные - получение нового знания и опыта его применения. Метапредметные - освоение универсальных учебных действий; овладение ключевыми компетенциями Историческое просвещение, изучение государственных символов Российской Федерации. Введение в структуру рабочих программ курсов внеурочной деятельности модулей, тематических блоков, направленных на изучение государственных символов Российской Федерации: геральдические вечера, исторические экскурсии, викторины, творческие, исследовательские проекты, просмотр тематических фильмов и др. Церемония поднятия(спуска) Государственного флага РФ еженедельная, вынос государственного флага и исполнение государственного Гимна РФ при организации и проведении торжественных мероприятий, финальных этапов соревнований, церемоний награждений, линейки, акций, флешмобов и т. п. Историческое просвещение в рамках еженедельных информационно-просветительский занятий патриотической, нравственной и экологической направленности «Разговоры о важном». Воспитательный эффект внеурочной деятельности. Все виды внеурочной деятельности обучающихся ориентированы на достижение воспитательных результатов. Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Внеурочная деятельность способствует тому, что школьник самостоятельно действует в общественной жизни, может приобрести опыт исследовательской деятельности; опыт публичного выступления; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми. В процессе реализации Программы произойдет: внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей; улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательномпространстве; укрепление здоровья воспитанников; развитие творческой активности каждого школьника. Условия, обеспечивающие реализацию программ внеурочной деятельности. Организационное обеспечение реализации программ (формы учета, расписание занятий, условия формирования групп и т.п.) Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия. Текущий контроль за посещением занятий внеурочной деятельности обучающимися класса осуществляется классным руководителем в соответствии с должностной инструкцией. Контроль за реализацией внеурочной деятельности осуществляется заместителем директора по воспитательной работе в соответствии с приказом по школе. Расписание занятий внеурочной деятельности отличное от урочного в соответствии с Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 28 от 28.09.2020 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и этнокультурных особенностей региона. Наполняемость групп на занятиях ВД от 8 человек. Социально-педагогическое обеспечение реализации программ (использование ресурсов и возможностей ОО и вне ОО). При реализации программ ВД используются возможности ОО, ДОУ социальных партнеров, учреждений культуры и спорта города. Материально-техническое обеспечение реализации программ (в рамках возможностей ОО). Для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования ОО обеспечено материально-техническими ресурсами. В ОО созданы необходимые условия: школа располагает спортивным залом, актовым залом, многофункциональным стадионом; музеем, библиотекой. Имеется музыкальная и видеотехника, мультимедийное оборудование. Планируемые результаты внеурочной деятельности Внеурочная деятельность направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения соответствующей основной образовательной программы школы. Модель организации внеурочной деятельности описывает инструменты достижения этих результатов. Планируемые результаты освоения программ внеурочной деятельности соответствуют современным целям основного общего образования, представленным во ФГОС ООО как система личностных, метапредметных и предметных достижений обучающегося. Требования к личностным результатам освоения обучающимися программ внеурочной деятельности ООО включают осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. Личностные результаты достигаются в единстве учебной, внеурочной и воспитательной деятельности образовательной организации в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности. Личностные результаты освоения программ внеурочной деятельности отражают готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширение опыта деятельности на ее основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части: гражданского воспитания, патриотического воспитания, духовно-нравственного воспитания, эстетического воспитания, физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия, трудового воспитания, экологического воспитания, осознание ценности научного познания, а также результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды. Метапредметные результаты включают: освоение обучающимися межпредметных понятий (используются в нескольких предметных областях и позволяют связывать знания из различных учебных предметов, учебных курсов внеурочной деятельности, модулей в целостную научную картину мира) и универсальных учебных действий (познавательные, коммуникативные, регулятивные); - способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; - готовность к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогическими работниками и сверстниками, к участию в построении индивидуальной образовательной траектории; - овладение навыками работы с информацией: восприятие и создание информационных текстов в различных форматах, в том числе цифровых, с учетом назначения информации и ее целевой аудитории. Метапредметные результаты сгруппированы по трем направлениям и отражают: -способность обучающихся использовать на практике универсальные учебные действия, составляющие умение овладевать: - познавательными универсальными учебными действиями; - коммуникативными универсальными учебными действиями; - регулятивными универсальными учебными действиями. Овладение познавательными универсальными учебными действиями предполагает умение использовать базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работать с информацией. Овладение системой коммуникативных универсальных учебных действий обеспечивает сформированность социальных навыков общения, совместной деятельности. Овладение регулятивными универсальными учебными действиями включает умения самоорганизации, самоконтроля, развитие эмоционального интеллекта. Предметные результаты включают: - освоение обучающимися в ходе занятий научных знаний, умений и способов действий, специфических для соответствующего курса внеурочной деятельности; предпосылки научного типа мышления; Недельный план внеурочной деятельности НОО по ФОП на 2024/25 учебный год № Направление внеурочной деятельности Программа Форма организации 1А внеурочной деятельности 1. Внеурочные занятия «Разговоры о важном» патриотической, нравственной и экологической тематики Разговор или беседа обучающимися 2. Спортивнооздоровительная деятельность «Уроки здоровья» Курс деятельности 3. Проектноисследовательская деятельность Проектная деятельность Выполнение и мини-проектов 4. Коммуникативная деятельность «Добрые дела каждый Курс день» деятельности Финансовая грамотность 5. Художественноэстетическая с1 1Б 2А 2Б 3А 3Б 4А 4Б 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 0,5 0,5 0,5 1 1 1 внеурочной защита 0,5 внеурочной 1 Игра, беседа с 0.25 0,25 обсуждением, викторина,дискуссия, мозговой штурм, квиз, самостоятельная работа, парная работа, Групповая работа, практическая работа 0,25 1 «Акварель» Занятия ДО 1 «Волшебные ручки» Занятия ДО 1 0,5 1 0,5 1 0,5 1 0,25 0,25 0,25 0,5 1 0,25 6. 7. 8. творческая деятельность Мероприятия Памятным дням датам Информационная культура Поддержка РДДМ Экскурсии, посещение выставок, театров и т.д. 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 Интеллектуальные марафоны Орлята России 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,25 0,5 0,5 0,5 1 1 1 1 1 1 6,5 6,5 6,5 6,5 «Учение увлечением» к и 0,25 0,25 Мероприятия, акции, марафоны, часы общения киноуроки Недельный объем внеурочной деятельности 0,25 0,25 0,25 0,5 Олимпиады, конкурсы, фестивали с «Путь к успеху» 0,25 0,25 занятия ДО 5 5 5,5 5,5 0,25 0,5