НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ ФГОС 2022 ГОДА

НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС 2022 ГОДА
Уваровский А.П.
Заслуженный учитель РФ, кандидат педагогических
наук, профессор РАЕ, директор Центра независимой
оценки качества образования и образовательного
аудита «Легион»

Приказ Министерства просвещения России
от 31.05.2021 N 286
«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
начального общего образования»
•
•
•
•

I. Общие положения
II. Требования к структуре программы НОО
III. Требования к условиям реализации программы
IV. Требования к результатам освоения программы

Приказ Министерства просвещения России
от 31.05.2021 N 287
«Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта
основного общего образования»
•
•
•
•

I. Общие положения
II. Требования к структуре программы ООО
III. Требования к условиям реализации программы
IV. Требования к результатам освоения программы

В соответствии с приказом:

образовательная
организация
вправе
осуществлять в соответствии с ФГОС обучение
лиц, зачисленных до вступления в силу приказа,
с их согласия и несовершеннолетних обучающихся
с
согласия
их
родителей
(законных
представителей).
Новый ФГОС вступает в силу с 01.09.2022

ФГОС НОО (пункт 2) не применяется для
обучения обучающихся с ограниченными
возможностями здоровья и обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями).
•

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1598
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

•

Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. N 1599
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)"

Единство обязательных
освоения программ

требований

к

результатам

•

начального общего образования (пункт 5 ФГОС НОО)

•

основного общего образования (пункт 4 ФГОС ООО)

реализуется на основе системно-деятельностного
подхода, обеспечивающего системное и гармоничное
развитие личности обучающегося, освоение им знаний,
компетенций, необходимых как для жизни в современном
обществе, так и для успешного обучения на уровне
общего образования, а также в течение жизни.

Вариативность содержания программ обеспечивается во
ФГОС:
•

начального общего образования (пункт 6 ФГОС НОО)

•

основного общего образования (пункт 5 ФГОС ООО)

за счет:
2) возможности разработки и реализации Организацией
программ, предусматривающих углубленное изучение
отдельных учебных предметов;
3) возможности разработки и реализации Организацией
индивидуальных учебных планов, соответствующих
образовательным потребностям и интересам обучающихся.

ФГОС:
•

начального общего образования (пункт 7 ФГОС НОО)

•

основного общего образования (пункт 6 ФГОС ООО)

включает требования:
1) структуре программ (в том числе соотношению их
обязательной части и части, формируемой участниками
образовательных отношений) и их объему;
2) условиям реализации программ, в том числе
кадровым,
финансовым,
материально-техническим
условиям;
3) результатам освоения программ.

ФГОС определяет элементы социального опыта (знания,
умения и навыки, опыт решения проблем и творческой
деятельности) освоения программ с учетом необходимости
сохранения фундаментального характера образования,
специфики изучаемых учебных предметов и обеспечения
успешного обучения обучающихся на уровне:
•

начального общего образования (пункт 10 ФГОС НОО)

основного общего образования (пункт 9 ФГОС ООО)
Требования к предметным результатам определяют минимум
содержания,
изучение
которого
гарантирует
государство,
построенного в логике изучения каждого учебного предмета.
•

Содержание
определяется
программой,
разрабатываемой
и
утверждаемой
Организацией
самостоятельно.
Организация
разрабатывает программу в соответствии со ФГОС и с учетом
соответствующих ПООП на уровне:
•

начального общего образования (пункт 13,14 ФГОС НОО)

•

основного общего образования (пункт 12,13,14 ФГОС ООО)

При обучении обучающихся с ОВЗ Организация разрабатывает
адаптированную программу (одну или несколько) в соответствии со ФГОС с
учетом соответствующих примерных адаптированных программ.
Адаптированная программа основного общего образования направлена
на коррекцию нарушений развития обучающихся, реализацию их
особых образовательных потребностей.
Федеральная или региональная инновационной площадки…

Программа общего образования обеспечивает право на
получение образования на родном языке из числа языков
народов РФ, а также право на изучение родного языка из числа
языков народов РФ, в том числе русского языка как родного
языка, в пределах возможностей, предоставляемых системой
образования в порядке, установленном законодательством об
образовании, и Организацией. Преподавание и изучение родного
языка из числа языков народов РФ, в том числе русского языка
как родного языка, в рамках имеющих государственную
аккредитацию программ общего образования осуществляются в
соответствии со ФГОС (пункт 15).

Пункт 17:
Срок получения НОО составляет не более четырех лет.
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам,
срок получения начального общего образования может быть
сокращен.
Срок получения ООО составляет не более пяти лет.

Для обучающихся с ОВЗ при обучении по адаптированным
программам, независимо от применяемых образовательных
технологий, срок получения образования может быть увеличен,
но не более чем до шести лет.
Для лиц, обучающихся по индивидуальным учебным планам,
срок получения основного общего образования может быть
сокращен.

Пункты 18,19:
Общее образование может быть получено в Организациях
и вне Организаций (в форме семейного образования).
Осуществляется в очной, очно-заочной или заочной
форме.
Реализация программы осуществляется Организацией как
самостоятельно, так и посредством сетевой формы.
Организация вправе применять:
• различные образовательные технологии, в том числе
электронное обучение, дистанционные образовательные
технологии;
• модульный принцип представления содержания.

Пункт 20:
Организация образовательной деятельности
может быть основана на делении обучающихся
на группы и различное построение учебного
процесса в выделенных группах с учетом их
успеваемости, образовательных потребностей и
интересов, психического и физического здоровья,
пола, общественных и профессиональных целей, в
том числе обеспечивающей углубленное изучение
отдельных предметных областей, учебных
предметов (дифференциация обучения).

Пункт 23:

Результаты освоения программ НОО и ООО, в том числе
отдельной части или всего объема учебного предмета,
учебного курса (в том числе внеурочной деятельности),
учебного модуля программы, подлежат оцениванию с
учетом специфики и особенностей предмета оценивания.

Пункт 25 ФГОС НОО:
объем обязательной части программы НОО составляет
80%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого
Организацией, - 20% от общего объема программы.
Пункт 26 ФГОС ООО:
объем обязательной части программы ООО составляет
70%, а объем части, формируемой участниками
образовательных отношений из перечня, предлагаемого
Организацией, - 30% от общего объема программы.

Пункты 29,30 ФГОС НОО и 30,31 ФГОС ООО:
Программы включают три раздела:
• целевой;
• содержательный;
• организационный.
•
•
•

Целевой раздел должен включать:
пояснительную записку;
планируемые результаты освоения программы;
систему оценки достижения результатов.

Пункты 31 ФГОС НОО и 32 ФГОС ООО:
Содержательный
раздел
адаптированной, включает:

программ,

в

том

числе

•

рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности), учебных модулей;

•

программу формирования универсальных учебных действий;

•

рабочую программу воспитания;

•

программу коррекционной работы (разрабатывается
наличии в Организации обучающихся с ОВЗ).

при

Пункты 2.8 ФГОС НОО для обучающихся с ОВЗ:
Дополнительно включены:
•

программы курсов коррекционно-развивающей области
и курсов внеурочной деятельности;

•

программу духовно-нравственного развития, воспитания
обучающихся с ОВЗ ;

•

программу формирования экологической
здорового и безопасного образа жизни.

культуры,

Пункты 31.1 ФГОС НОО и 32.1 ФГОС ООО:

Рабочие программы должны включать:
• содержание учебного предмета, учебного курса (в том
числе внеурочной деятельности), учебного модуля;
• планируемые результаты освоения;
• тематическое планирование с указанием количества
академических часов, отводимых на освоение каждой
темы и возможность использования по этой теме
электронных (цифровых) образовательных ресурсов.
Рабочие
программы
учебных
курсов
внеурочной
деятельности также должны содержать указание на форму
проведения занятий.

Пункты 31.3 ФГОС НОО и 32.3 ФГОС ООО:
Рабочая программа воспитания должна быть направлена на
развитие личности обучающихся, в том числе духовно-нравственное
развитие, укрепление психического здоровья и физическое
воспитание, достижение результатов программы.
Рабочая программа воспитания может иметь модульную
структуру и включать:
• анализ воспитательного процесса в Организации;
• цель и задачи воспитания обучающихся;
• виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом
специфики Организации, интересов субъектов воспитания,
тематики учебных модулей;
• систему поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции обучающихся.

•
•
•
•

•

Пункты 32 ФГОС НОО и 33 ФГОС ООО:
Организационный раздел программы должен включать:
учебный план (предметные области);
план внеурочной деятельности;
календарный учебный график;
календарный план воспитательной работы, содержащий
перечень событий и мероприятий воспитательной
направленности, которые организуются и проводятся
Организацией или в которых Организация принимает
участие;
характеристику условий реализации программы НОО в
соответствии с требованиями ФГОС.

Пункты 32.1 ФГОС НОО и 33.1 ФГОС ООО:
Предметные области
Русский язык и
литература или
литературное чтение
Родной язык и
литература или
литературное чтение на
родном языке
Иностранный язык
Математика и
информатика
Обществознание и
естествознание
("окружающий мир") НОО

Учебные предметы (учебные модули)
Русский язык
Литература
Литературное чтение НОО
Родной язык и (или) государственный язык
республики РФ
Родная литература
Литературное чтение на родном языке НОО
Иностранный язык
Второй иностранный язык ООО
Математика
Информатика ООО
Окружающий мир

Общественно-научные
предметы ООО

Естественно-научные
предметы ООО
Основы религиозных
культур и светской этики НОО

История
Обществознание
География
Физика
Химия
Биология

Основы религиозных культур и светской этики:
модуль: "Основы православной культуры";
модуль: "Основы иудейской культуры";
модуль: "Основы буддийской культуры";
модуль: "Основы исламской культуры";
модуль: "Основы религиозных культур народов
России";
модуль: "Основы светской этики"
Искусство
Изобразительное искусство
Музыка
Технология
Технология
Физическая культура и ОБЖ
Физическая культура,
Основы безопасности жизнедеятельности ООО

Пункты 32.1 ФГОС НОО и 33.1 ФГОС ООО:
Для Организаций, в которых языком образования является
русский язык, изучение родного языка и родной литературы из
числа языков народов РФ, государственных языков республик РФ
осуществляется при наличии возможностей Организации и
по заявлению родителей (законных представителей)
несовершеннолетних обучающихся.
При изучении предметной области "Основы религиозных
культур и светской этики" НОО и ООО (при наличии в учебном
плане) выбор одного из учебных модулей осуществляется по
заявлению
родителей
(законных
представителей)
несовершеннолетних обучающихся.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ И УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ
ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПИСЬМО
от 7 июня 2021 г. N 03-782
О ЗАПОЛНЕНИИ И ВЫДАЧЕ
АТТЕСТАТОВ ОБ ОСНОВНОМ ОБЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ
В 2020 – 2021 УЧЕБНОМ ГОДУ
В случае если в учебном плане образовательной организации указаны учебные
предметы "Алгебра" и "Геометрия", то в графе "Наименование учебных предметов"
указывается учебный предмет "Математика", а итоговая отметка за 9-й класс по
указанному учебному предмету определяется как среднее арифметическое годовых
отметок по учебным предметам "Алгебра" и "Геометрия" и экзаменационной отметки
выпускника.

Пункты 32.1 ФГОС НОО и 33.1 ФГОС ООО:
Учебный предмет "Математика" включает учебные курсы "Алгебра", "Геометрия",
"Вероятность и статистика". Достижение обучающимися планируемых результатов
освоения программы основного общего образования по учебному предмету
"Математика" в рамках государственной итоговой аттестации включает результаты
освоения рабочих программ учебных курсов "Алгебра", "Геометрия", "Вероятность и
статистика".
Учебный предмет "История" включает учебные курсы "История России" и
"Всеобщая история".
Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого
Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных
представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации
необходимых условий.
При реализации адаптированных программ основного общего образования
обучающихся с ОВЗ в учебный план могут быть внесены специальные изменения.

Пункты 32.3 ФГОС НОО и 33.3 ФГОС ООО:
Календарный учебный график определяет плановые
перерывы при получении общего образования для
отдыха и иных социальных целей (каникул):
•

даты начала и окончания учебного года;

•

продолжительность учебного года;

•

сроки и продолжительность каникул;

•

сроки проведения промежуточной аттестации.

Пункты 33 ФГОС НОО и 34 ФГОС ООО:
Требования к условиям реализации
общего образования включают:

программ

•

общесистемные требования;

•

требования к материально-техническому и учебнометодическому обеспечению;

•

требования к психолого-педагогическим, кадровым и
финансовым условиям.

Пункт 36.3 ФГОС ООО:
Кабинеты по предметным областям "Русский язык и литература",
"Родной язык и родная литература", "Иностранные языки", "Общественнонаучные предметы", "Искусство", "Технология", "Физическая культура и
основы безопасности жизнедеятельности" должны быть оснащены
комплектами наглядных пособий, карт, учебных макетов, специального
оборудования, обеспечивающих развитие компетенций в соответствии с
программой.
Кабинеты естественнонаучного цикла, в том числе кабинеты физики,
химии, биологии, должны быть оборудованы комплектами специального
лабораторного оборудования, обеспечивающего проведение лабораторных
работ и опытно-экспериментальной деятельности в соответствии с
программой.
Допускается
создание
специально
оборудованных
кабинетов,
интегрирующих средства обучения и воспитания по нескольким учебным
предметам.

Пункты 36.1 ФГОС НОО и 37.3 ФГОС ООО:
Организация должна предоставлять не менее одного
учебника из ФПУ, учебного пособия в печатной форме,
выпущенных
организациями,
входящими
в
перечень
организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий,
которые допускаются к использованию при реализации
программ общего образования, необходимых для освоения
программ на каждого обучающегося по каждому учебному
предмету, курсу, модулю, входящему как в обязательную
часть указанной программы, так и в часть программы,
формируемую участниками образовательных отношений.
Дополнительно Организация может предоставить учебные
пособия в электронной форме.

Пункты 41 ФГОС НОО и 42 ФГОС ООО:
Личностные результаты освоения программ
общего образования достигаются в единстве
учебной и воспитательной деятельности
Организации в соответствии с традиционными
российскими социокультурными и духовнонравственными ценностями, принятыми в
обществе правилами и нормами поведения и
способствуют процессам самопознания,
самовоспитания и саморазвития, формирования
внутренней позиции личности.

Пункты 43 ФГОС НОО и 44 ФГОС ООО:

Предметные результаты освоения программ общего
образования с учетом специфики содержания
предметных областей, включающих конкретные учебные
предметы (учебные модули), ориентированы на
применение знаний, умений и навыков обучающимися в
учебных ситуациях и реальных жизненных условиях, а
также на успешное обучение на уровнях начального и
основного общего образования.
http://www.consultant.ru

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПРИКАЗ

от 5 марта 2004 г. N 1089
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА
ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО И СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Перспективные модели измерительных материалов для ГИА по программам
СОО на основе ФГОС опубликованы для общественно-профессионального
обсуждения. Решение о включении в КИМ ЕГЭ по учебному предмету
заданий из перспективной модели будет приниматься после общественнопрофессионального обсуждения и апробации.

ЕГЭ. Русский язык

ЕГЭ. Математика

Полный ассортимент пособий на сайте www.legionr.ru

КОМПЛЕКТ УЧЕБНИКОВ ПО ИСТОРИИ РОССИИ

СКИДКА 30%

НА ВСЕ ПОСОБИЯ
ИЗДАТЕЛЬСТВА «ЛЕГИОН»
Скидка действует до 6 декабря 2021 г.

При заказе в нашем интернет-магазине ввести код:

ФГОС22

ЗАКАЗЫВАЙТЕ В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИНЕ
ИЛИ ПРИОБРЕТАЙТЕ В МАГАЗИНАХ ГОРОДА
Издательство «Легион» купить

Официальный интернет-магазин
издательства «Легион» www.legionr.ru
Бесплатная доставка при заказе от 1500 руб.

Интернет-магазины www.ozon.ru , www.labirint.ru
Книжные магазины города где купить


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».