УТВЕРЖДЕН
Приказом директора
МБОУ ПСШ №2 р.п. Пильна
от 26 августа 2025 г №96
Учебный план
Муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения Пильнинская средняя школа №2 имени
А.С.Пушкина
на 2025-2026 учебный год.
(коррекционные классы)
Пояснительная записка
Учебный план МБОУ ПСШ №2 для 1 – 9 классов коррекции составлен на основе:
ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19
декабря 2014 года № 1599.
Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 24 ноября 2022 года № 1026.
Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной
нагрузки обучающихся и структуру обязательных предметных областей, распределяет
учебное время, отводимое на их освоение по классам и учебным предметам. Учебный план
определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования,
требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в
качестве одного из основных механизмов его реализации. На каждом этапе обучения данный
учебный план представлен семью предметными областями и коррекционно-развивающей
областью. Содержание всех учебных предметов, входящих в состав каждой области, имеет
ярко выраженную коррекционно-развивающую направленность, заключающуюся в учете
особых образовательных потребностей этой категории обучающихся. Учебный план состоит
из часов обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.
Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает
достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями):
• Формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных
отношений и социальное развития обучающегося, а также его интеграцию в социальное
окружение;
• Формирование основ духовно – нравственного развития обучающихся, приобщение их к
общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
• Формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных
ситуациях. Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений,
обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей,
характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей
каждого обучающегося и предусматривает:
• Учебные занятия, обеспечивающие различные интересы обучающихся, в том числе
этнокультурные;
• Увеличение часов, отводимых на изучение отдельных предметов обязательной части;
• Введение учебных курсов, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных
потребностей обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и
необходимую коррекцию недостатков в психическом или физическом развитии;
• Введение учебных курсов для факультативного изучения отдельных предметов. Обучение
общеобразовательным предметам имеет практическую направленность, принцип коррекции
является ведущим, учитывается воспитывающая роль обучения, необходимость
формирования черт характера и всей личности в целом, которые должны помочь выпускникам
стать полезными членами общества.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся учителем-дефектологом,
учителемлогопедом, педагогом-психологом на специальных занятиях.
Коррекционно-развивающие занятия проводятся индивидуально и по подгруппам.
Группы комплектуются с учетом однородности психофизических, речевых нарушений.
Основные направления в работе учителя-дефектолога:
- совершенствование движений и сенсомоторного развития;
- коррекция отдельных сторон психической деятельности;
- развитие основных мыслительных операций;
2
- развитие различных видов мышления;
- коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи; - расширение представлений об окружающем мире
и обогащение словаря, коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Основные задачи психокоррекционных и логопедических занятий: логопедическая
коррекция, развитие речи, коррекция внимания и памяти, развитие логического мышления,
эмоциональноволевой сферы, повышение уровня общего развития детей через включение их в
игровую деятельность. Занятия по ритмике способствуют общему развитию, исправлению
недостатков физического развития, общей и речевой моторики.
Учебный план дает возможность получения элементарных знаний из различных
предметных областей, максимально обеспечивает преемственность в формировании умений и
навыков, дает возможность для решения основных коррекционно-воспитательных задач,
создавая максимально благоприятные условия для развития личности ребенка с учетом
индивидуальных возможностей. Предметные и коррекционно-развивающая области,
выполняют прежде всего задачи подготовки выпускника к самостоятельной жизни, готовят к
вступлению в сложный мир производственных и человеческих отношений.
Часы, части формируемой участниками образовательных отношений, на основании выбора
родителей (законных представителей) и с учетом мнения обучающихся распределены
следующим образом:
Вариант 1:
3,4 класс – 1ч –русский язык
1ч – математика
1ч – технология
6класс - 1ч – математика
1ч – адаптированная физическая культура
7 класс - 1ч – адаптированная физическая культура
8 класс - 1ч – адаптированная физическая культура
9 класс – 1ч – адаптированная физическая культура
Вариант 2:
3 класс - 1ч – речь и альтернативная коммуникация
1ч – математические представления
1ч – окружающий природный мир
1ч – окружающий социальный мир
1ч – музыка и движение
1ч – изобразительная деятельность
7, 9 класс - 1ч – речь и альтернативная коммуникация
1ч – математические представления
1ч – окружающий природный мир
1ч – окружающий социальный мир
1ч – музыка и движение
1ч – адаптированная физическая культура
3
Учебный план ФАООП УО ( вариант 1) обучающихся I –IV классов
Предметные области
Учебные предметы
1к
кл
2к
кл
3к
кл.
4к
кл.
Обязательная часть
1.Язык и речевая практика
2.Математика
3. Естествознание
1
14.Искусство
5.Физическая культура
6.Технологии
1.1 Русский язык
1.2 Чтение
1.3 Речевая практика
2.1 Математика
3
3
2
3
3
4
2
4
3
4
2
4
3
4
2
4
3.1 Мир природы и
человека
4.1 Музыка
4.2 Изобразительное
искусство
5.1 Адаптивная
физическая культура
2
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
3
3
3
3
6.1 Труд(технология)
2
1
1
1
21
20
20
20
-
3
3
3
21
23
23
23
1
1
1
1
1
1
1
1
1
2
1
2
1
2
23
28
28
28
4
4
4
Итого
Часть,
формируемая
образовательных отношений
участниками
Максимально допустимая годовая нагрузка
Коррекционноразвивающая область
Всего к финансированию
Внеурочная деятельность
Ритмика
Развитие психомоторики
и сенсорных процессов
Логопедические занятия
Занятия с деффектологом
4
4
4
Учебный план ФАООП УО ( вариант 2) обучающихся I доп., I –IV классов
Предметные
области
Учебные предметы
1 доп.
кл.
1
кл.
2
кл.
3
кл.
4
кл.
Обязательная часть
1.Язык и речевая
практика
2.Математика
3.Окружающий мир
1.1 Речь и
альтернативная
коммуникация
2.1 Математические
представления
3
3
2
2
3.1 Окружающий
природный мир
2
3.2 Человек
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
-
1
1
3.3 Домоводство
4.Искусство
5.Физическая
культура
6.Технология
3.4 Окружающий
социальный мир
1
1
1
1
1
4.1 Музыка и движение
4.2 Изобразительная
деятельность
5.1 Адаптивная
физическая культура
6.1 Труд(технология)
2
3
2
3
2
3
2
3
2
3
2
2
2
2
2
-
-
-
-
-
17
17
17
17
17
4
4
6
6
6
21
21
23
23
23
2
2
2
2
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
1
1
2
27
27
29
29
29
5
5
5
5
5
Итого
Часть,
формируемая
участниками
образовательных отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка
Коррекционные
курсы
3
Сенсорное развитие
Предметно-практические
действия
Двигательное развитие
Альтернативная
коммуникация
Всего часов
Внеурочная деятельность
5
Учебный план ФАООП УО (вариант 1) обучающихся 5-9 классов
Предметные области
1. Язык и речевая
практика
2. Математика
Учебные предметы
5
класс
Обязательная часть
1.1. Русский язык
4
1.2. Чтение(Литературное
4
чтение)
6
класс
7
класс
8, 9
классы
4
4
4
4
4
4
2.1. Математика
2.2. Информатика
3.1.Природоведение
3.2.Биология
3.3 География
4
2
-
4
2
2
3
1
2
2
3
1
2
2
4.1 Мир истории.
4.2. Основы социальной жизни
2
2
2
2
2
4.3.История Отечества
-
-
2
2
5.1. Изобразительное
искусство
2
-
-
-
5.2. Музыка
6.1. Адаптивная физическая
культура
7.1. Труд(технология)
1
2
2
2
2
7. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5ти дневной неделе)
Коррекционно- развивающая область:
Ритмика
Занятия с логопедом
Занятия с психологом
Занятия с деффектологом
6
27
2
6
28
2
7
29
1
7
29
1
29
30
30
30
6
2
1
2
1
6
2
1
2
1
6
2
1
2
1
6
2
1
2
1
Итого к финансированию
35
36
36
36
Внеурочная деятельность
4
4
4
4
3. Естествознание
4. Человек и общество
5. Искусство
6. Физическая культура
6
Учебный план ФАООП УО (вариант 2) обучающихся 5-9 классов
Предметные области
Учебные предметы
Кол-во часов
6
7
8
класс
класс
класс
5
класс
Обязательная часть
1. Язык и речевая
практика
9
класс
1.1. Речь и альтернативная
коммуникация
3
3
3
3
3
2. Математика
2.1. Математические
представления
2
2
2
2
2
3.Окружающий мир
3.1. Окружающий природный
мир
3.2.Человек
3.3. Домоводство
3.4. Окружающий социальный
мир
2
2
2
2
2
2
3
2
1
5
2
1
5
2
1
5
3
5
3
4. Искусство
4.1. Музыка и движение
4.2. Изобразительная
деятельность
3
3
2
3
2
3
2
-
2
-
5. Физическая культура
5.1. Адаптивная физическая
культура
6.1. Труд(технология)
3
2
2
2
2
23
6
2
24
6
2
24
6
4
24
6
5
24
6
29
30
30
30
30
5
5
5
5
5
1
2
2
5
1
2
2
5
1
2
2
5
1
2
2
6. Технология
Итого
Часть, формируемая участниками образовательных
отношений
Максимально допустимая недельная нагрузка (при 5ти дневной неделе)
Внеурочная деятельность
Коррекционно- развивающая область:
Занятия с логопедом
Занятия с психологом
Занятия с деффектологом
5
5
1
2
2
7
ПРИНЯТ
педагогическим советом
от 25.08.2025 протокол №1
8