14.09.2022
Служба медиации (Школьная служба примирения)
В процессе обучения в школе каждый ребенок и взрослый хотя бы раз был вовлечен в конфликты (с другими учащимися, с педагогами или родителями), становился в них обидчиком, жертвой или невольным свидетелем. Поскольку при административном и уголовном наказании не проводится работа с подлинными причинами конфликтов и с чувствами конфликтующих, конфликты нередко остаются, по сути, неразрешимыми. Поэтому в нашем лицее создана служба медиации – Школьная служба примирения. Каждый, кто желает разрешить конфликт мирным путем, может обратиться в эту службу за помощью.
Часто случается так, что люди не могут понять интересы друг друга без помощи третьей независимой стороны. Участие в решение конфликта такой независимой стороны используется в альтернативном методе – медиации.
Медиация – это добровольный и конфиденциальный процесс, в котором нейтральная третья сторона (медиатор) помогает сторонам найти взаимоприемлемый вариант решения, конфликтной ситуации.
Суть процесса медиации в том, что спорщики сами должны прийти к оптимальному решению, которое в равной степени устроит обе стороны, которое будет понятно всем участникам, а договоренности будут ими неукоснительно соблюдаться. И в этом не будет никакого внутреннего конфликта, потому что решение спорщики выработали сами, они понимают его от и до, согласны с его сутью. Поэтому часто службу медиации в школе называют службой примирения.
Конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию.
Медиатор предварительно встречается с каждой из сторон конфликта, чтобы обсудить принципы работы, начать организовывать процесс взаимопонимания, пересмотра ценностных приоритетов, поддержать действия сторон, направленные на урегулирование конфликта.
Задача медиатора – равная поддержка усилий участников конфликта, направленных на прекращение вражды, восстановление конструктивных связей со значимым окружением, заглаживание обидчиком причиненного жертве вреда (если вред был нанесен), что способствует исцелению жертвы, налаживание взаимопонимания среди всех участников конфликта.
Если стороны конфликта дали свое добровольное согласие на совместную встречу, то медиатор организует ее. Люди приходят добровольно, и перед ведущим не стоит задача достичь примирения (тем более что это не в его силах). Ведущий помогает диалогу сторон, следит за его конструктивностью (чтобы не было угроз, оскорблений и проч.), но ответственность за участие во встрече и ее результат лежит на участниках диалога.
На совместной встрече стороны обсуждают три блока вопросов:
- Что произошло и к каким последствиям для каждого привело случившееся.
- Как исправить причиненный вред и другие негативные последствия, в чем состоит участие обидчика в заглаживании причиненного им вреда.
- Как сделать, чтобы подобное не повторилось.
Школьная служба примирения стремится:
- разрешить конфликтную ситуацию конструктивным способом;
- дать возможность существующим в школе сообществам понять друг друга и увидеть в каждом человека, исходя из личностных, а не ролевых отношений;
- снизить уровень агрессивности в школьном сообществе.
Проведение восстановительных программ в службе примирения является альтернативой административному или судебному решению конфликта, но не ставит целью избавить человека от рассмотрения дела в Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав или суде (если делу был дан официальный ход).
Правовой основой деятельности службы медиации в школе являются:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании в Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации».
- Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических рекомендаций по организации служб школьной медиации».
Медиация основывается на следующих принципах:
Беспристрастность медиатора. Сотрудник службы примирения обязан помнить, что при решении проблемы нельзя отдавать предпочтение никому из участников конфликта. Медиатор ни в коем случае не должен во время спора вставать на чью-либо сторону. Если же он чувствует, что не в силах сохранять нейтралитет, лучше передать это дело своему коллеге;
Конфиденциальность. Обратившиеся за помощью в службу примирения должны быть уверены в том, что вся информация об инциденте останется за закрытыми дверями кабинета школьного медиатора и не получит публичного обсуждения. Исключением являются сведения криминального характера (информация об угрозе чьей-то жизни или о возможном правонарушении) – медиатор предупреждает участников об этом. Если история конфликта записывается (в том числе для обсуждения с другими медиаторами), то все имена должны быть изменены;
Добровольность. Начинать процедуру медиации можно лишь тогда, когда к этому готовы все стороны конфликта. Если кто-либо из них против вашего вмешательства, урегулирование ситуации конкретно таким образом не состоится. Придется поискать другой вариант. Иначе говоря, нельзя хватать ребенка за руку и насильно тащить в кабинет медиатора;
Ответственность всех сторон за принятое решение. «Мирный договор» заключается с учетом мнения всех участников и с их согласия. Алгоритм выхода из спорной ситуации разрабатывается по такому же принципу. Поэтому каждая из сторон должна помнить о своей персональной ответственности за соблюдение договора и об обязательности выполнения каждого пункта в итоговом соглашении;
Равноправие всех участников конфликта. Недопустимо ставить одну из сторон выше другой по причине возраста, пола, социального статуса и т. д. Процесс медиации должен в равной степени учитывать интересы каждого, кто обратился в службу примирения. Также принцип равноправия означает, что все участники беседы имеют одинаковое право участвовать в обсуждении проблемы и предлагать пути ее решения;
Открытость. Имеется в виду не только откровенность всех участников разговора, но и абсолютная прозрачность самой медиативной процедуры. Перед началом беседы сотрудник школьной службы примирения знакомит присутствующих с основными принципами медиации.
Куратор службы – педагог-психолог Демидова Кристина Александровна
Приказ о создании школьной службы примирения
Положение о школьной службе медиации
Положение о модераторе образовательной организации